Станет пришествие Махди. В его явление верят как сунниты, так и шииты.

Мусульманские учёные, представляющие два ключевых течения в исламе, по-разному рассматривают Мессию.

Махди в суннизме

У мусульман-суннитов Махди - это человек, который должен явиться в конце времён и вместе с Пророком Исой (а.с.) уничтожить (Антихриста), а затем установить на планете процветание и порядок. Суннитские богословы, в отличие от шиитских, не указывают на конкретную личность, которая могла бы стать Мессией в будущем. Однако в хадисах содержится некоторая информация об этом человеке:

  • Он будет мусульманином. Подтверждением тому служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.): «Махди - один из нас» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он будет потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.) Об этом свидетельствует хадис, приводимый Тирмизи и Абу Даудом.
  • Он будет тёзкой Божьего Посланника (с.г.в.), а точнее -носить одно из его имён. «Если у этого мира остались всего лишь сутки, то Всевышний продлил бы их для того, чтобы отправить людям моего потомка, чьё имя будет таким же, как моё, а имя его отца будет таким же, как имя моего отца» (Тирмизи, Абу Дауд).
  • Он будет править на протяжении 7-8 лет. Именно такой период упоминается в Пречистой сунне (в хадисе, приводимом Хакимом и Альбани).
  • Примечательная внешность. Пророк Мухаммад (с.г.в.) также смог описать своего великого потомка: «У него будет нос как у орла, а лоб его будет выступать» (Тирмизи).
  • Он придёт со стороны Ирана. Также известно, что Махди явится со стороны провинции Хорасан, расположенной на территории современного Ирана. Пророк (с.г.в.) наставлял сахабов: «Когда вы увидите чёрные полотнища, идущие со стороны Хорасана, идите им на встречу, так как Махди будет среди них» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он появится до пришествия пророка Исы (а.с.) и появления Даджаля, что ознаменует совсем скорое окончание времён. Такой вывод богословы сделали из хадиса, который приводит Муслим: «Явится Иса, сын , и подойдёт к нему их повелитель (Махди) и скажет: «Стань нашим предводителем».

Когда должен явиться Махди?

Некоторые мусульманские богословы попытались назвать конкретные сроки прихода Махди. Многие сошлись на том, что это произойдёт во втором тысячелетии после смерти Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Как известно, он перешёл в мир иной в 632 году по григорианскому летоисчислению. Это значит, что Махди, при пересчёте более короткого мусульманского лунного года на астрономический, должен появиться примерно в промежутке между 1605 и 2578 годами. А некоторые учёные, например, имам Суюти, говорил о том, что Махди может явиться и спустя 1500 лет после смерти Пророка (с.г.в.), то есть в 2091 году.

Махди в шиизме

Шиитская концепция относительно этого персонажа более конкретна, так как в ней называется конкретный человек, который и должен стать Мессией. Но у каждого течения шиизма собственное мнение на данный счёт. Согласно крупнейшему учению - , Мессией должен стать Мухаммад аль-Махди - потомок Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), почитаемый шиитами как двенадцатый праведный имам.

Мухаммад аль-Махди родился в 869 году (Милади) в семье Хасана аль-Аскари - одиннадцатого праведного имама. Согласно шиитской доктрине, Мухаммад с юных лет жил в изоляции от остального общества под покровительством своего отца. После того, как тот умер, он общался с верующими исключительно через своих посредников. Этот период его жизни именуется «малым сокрытием». Так продолжалось до 941 года, когда аль-Махди бесследно исчез. Джафариты убеждены, что именно тогда он ушёл в «большое сокрытие», в котором будет пребывать вплоть до своего второго пришествия. Уход в сокрытие, как считают шииты, необходим был для того, чтобы избежать гибели имама. Предыдущие одиннадцать праведных имамов были убиты различными способами. Для того чтобы не прервался род имама Али (р.а.), Всевышний удалил последнего имама в сокрытие.

При этом шииты уверены, что после второго пришествия пророк Иса (а.с.) будет находиться в подчинении у имама Махди. Согласно шиитской доктрине, все праведные имамы выше, чем пророки, за исключением Пророка Мухаммада (с.г.в.).

По мнению шиитов-исмаилитов , в качестве Махди должен явиться старший сын шестого праведного имама Джафара ас-Садыка - Исмаил. Дело в том, что Джафар ас-Садык по неизвестным причинам лишил того права на имамат и назвал своим преемником младшего сына - Мусу. Это решение вызвало раскол в шиитском сообществе, так как Исмаил был очень популярен среди бедных слоёв населения, которые верили в то, что с началом его правления наступят перемены в обществе. Количество сторонников Исмаила росло, но вскоре он скончался. В этой ситуации его последователи заявили о том, что он не умер, а удалился в сокрытие и явится в будущем в качестве Мессии. Однако некоторые исмаилиты спустя некоторое время начали утверждать, что Исмаил умер, а Мессией является его сын Мухаммад.

При этом, шиитские богословы выступают категорически против попыток высчитать сроки явления Махди. Верующие должны с покорностью ожидать его прихода, которое состоится в нужное время.

Как мы видим, в представлениях суннитов и шиитов имеются как схожие моменты, так и различия. Они едины в том, что Махди будет арабом и потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.). Кроме того, большинство мусульман уверены, что его имя - Мухаммад. А некоторые различия обусловлены особенностями во взглядах с позиции того или иного течения в исламе.

Здесь находится следующее

Пророчества О Махди
О Короле из писаний
Что такое ИМАМ
Скрытый ИМАМ 12тый
Кто такой Махди

Махди - имя последнего из 12-ти Имамов. Первым Имамом был Али, зятьМухаммеда. Согласно традиционным источникам Ислама Махди придет вовремя Последнего Cуда (Киямы), чтобы спасти мир. Скромное присутствиеМахди в концепции Ислама полностью превалирует в вопросе об Имамах вовремя периода их исчезновения вплоть до возвращения ожидаемогоСпасителя во время Киямы.

В момент Его рождения свет пронзит вершину головы младенца и достигнетглубин неба... Этот ребёнок - Махди, тот, кто наполнит землю равенствоми законностью, как она сейчас заполнена притеснением и беззаконием.

Знамением возвращения Махди ("Ведущего ")будет являться глобальное господство зла на земле, победы сил Зла надсилами Добра, это потребует Прихода последнего и окончательногоСпасителя. Если же этого не случится, то результатом будет полностьюпоглощённое темнотой человечество.

Вот признаки времени, который описывает Али Б. Аби Тали:

[Во время прихода Махди] люди будут пренебрегать молитвами ибожественностью, дарованной им, легализовывать неправду, практиковатьростовщичество, принимать взятки, строить огромные здания, продаватьрелигию для покорения этого низкого мира, нанимать идиотов, общаться сженщинами, разрушая семейные связи, повиноваться страсти, ирассматривать незначительными клятвы.

Великодушиебудет считаться слабостью, а беззаконие прославляться. Принцы будутразвращены, а министры станут угнетателями, интеллектуалы будутпредателями, а чтецы Корана порочными и злыми. Лже-свидетельства будутпреподносится открыто, а аморальность провозгласится в полный голос.

Священныекниги будут непонятны, мечети в лицемерии, минареты вытянуты. Криминалбудет прославляться, рамки битв будут заужены, сердца будут вразногласии, договора расторгнутыми.

Женщины,жадные до богатств этого низкого мира, будут вовлекаться в бизнес своихмужей, порочный голос человека будет громким, и его будут слушать.Наиболее подлые из людей будут становится лидерами, распутникам будутверить из-за страха Зла, причиной которого они будут являться, лжецовбудут считать правдивцами, а изменников - достойными доверия.

Онистанут прибегать к певцам и музыкальным инструментам, ...и женщиныоседлают лошадей, они будут походить на мужчин, а мужчины станутпохожими на женщин. Люди предпочтут деяния этого низкого мира деламВысочайшего и будут скрывать под шкурами ягнят сердца волков.

Аль Му"мани, избр.пр., стр. 333-59, "Куа"им (Махди)"

Махди придёт восстановить утраченное чувство святости. Прежде всего он возродит Ислам в его изначальной чистоте и интеграции.

Вот так описывается современный Ислам в хадисе, который передает нам Ибн Бабуйя (Тхаваб уль-Агма):

Апостол Бога (Мухаммед) сказал: "Придет время для моего народа, когда не останется ничего от Корана,кроме его внешнего вида, и ничего от Ислама, кроме его названия, и ониназовут себя подобными именами, даже находясь далеко от всего этого.Мечети будут полны людьми, но там не будет присутствовать Истина. В тедни религиозные лидеры (Фукаха) будут, в большинстве своем, злыми; онибудут распространять мятеж и разногласия, которые к ним же и вернутся."

Таким образом, ожидаемый Имам Махди подготовит землю к ПоследнемуСуду и Воскреcению, Кияме. Битва Махди ознаменуется окончательнойпобедой "верующих последователей" (му"минун) и Вселенским,окончательным установлением "чистой религии".

Он будет делать тоже, что и Пророк, разрушая, как разрушал Он, ритуалыпериода невежества. Он вновь будет устанавливать Ислам. Махдиотремонтирует Мечети и реконструирует свою Мекку. Махди принесёт новыйПорядок, новую Книгу, новое Законодательство и новую Традицию. Другиерелигии, также брошенные и искаженные, будут восстановлены в своейИстине и Чистоте силой Махди."

Ибн Бабин, 129, 1/161; Ибн-Айяш Мугтад-аб

Он извлекёт Тору и другие Божественные книги из пещер, и будет судитьсреди верующих Торы согласно Торе, среди верующих Евангелия согласноЕвангелию, среди верующих Корана, согласно Корану. Это универсальноепосвящение Имамом всех людей в секреты возникновения и начала ихсобственных религий, и это знание без сомнений, хорошо описываетсятермином "Махди" ("ведущий"), названным так, потому что Он тот, Rтобудет вести нас к Истине."

Аль-Му"мани, изб.пр., стр.342, "Куа"им (Махди)"

По некоторым традиционных источникам, во время пришествия Махди, верующие будут рассеяны в различных частях мира.

Во времена пришествия Бог, да будет Он восхвалён и прославлен, разовьётслух и зрение своих верующих в такой манере, что без присутствияпосланника между Махди и ими Он будет говорить, а они будут слышать исмогут видеть его без покидания Им места, где Он находится."

Аль-Кулайни, аль-Равда, 2/49

Аллах говорит: "О Мухаммед, они - Мои друзья, Мой чистый выбор, Моёсвидетельство после тебя для человечества. Они твои посланники и лучшиеиз Моих творений после тебя. В Своей Славе и Своём Величии, Я будупроявлять через них Мою религию, и Моё Слово. А с последним из них,Махди, Я сделаю землю чистой от моих врагов. Я дарую Его силам ветер ибуду принижать для Него упрямые облака. Я буду помогать Ему с МоейАрмией, и поддержу его Моими Ангелами, до тех пор, пока Он не подниметМоё Имя и творения, не сознающие Моей Исключительности, и затем Япродлю Его царство, и Я буду обеспечивать успехами Моих друзей всёвремя вплоть до Дня Воскресения."

Из хадисов.

[Имам Махди - это] Имам, который создаст мировой порядок, он заставитправящие нации заплатить за преступления против общества. Он принесетблаго человечеству. Он найдет сокрытое богатство земли и распределитего справедливо среди нуждающихся. Он научит скромному проживанию итонкому размышлению. Он заставит понять, что достоинство - этовнутреннее состояние, которое находится посередине между двумякрайностями, и которое основано на равенстве и справедливости. Онвосстановит учение Святого Корана и традиции Святого Пророка послетого, как мир проигнорирет их...

Онзащитит науку и высшее знание и будет их использовать. Контроль его надэтим будет полным. Он будет ценить высшее знание и всегда с почитаниемего будет использовать. Его ум будет свободен от желания нанести вредчеловечеству. Высшее знание при нем будет подобно некой собственности,которую в прошлом неправильно использовали, но на которое сейчас ондает разрешение использовать повторно и правильно.

Всамом начале он будет подобен бедному бесславному незнакомцу. А Исламбудет в безнадежном и беспомощном состоянии подобно истощенномуверблюду с поникшей головой и с вяло качающимся хвостом. Но затем онустановит Царство Бога во всем мире. Он преподаст всем доказательствомилосердия Бога - Его Желания дать человеку Знание о правильной жизни.

Хаддис от Абу Давуда, Наджул Балага, Khutba 141, 187 (шиитский Ислам)

Это универсальное посвящение Имамом всех людей в секреты возникновенияи начала их собственных религий, и это знание без сомнений, хорошоописывается термином "Махди" ("ведущий"), названным так, потому что Онтот, кто будет вести (яхди) нас в тайны учения.

В ортодоксальном суннитском Исламе Махди - это потомок Пророка,Который будет одним из лидеров мусульман, который придет (по их мнению)во время второго пришествия Исы (Иисуса). Он не несет мессианскихзадач. Он будет человеком своей эпохи. Он пойдет на Даджала(Антихриста) и убьет его.

Совершеннодругая картина представляется в шиитском учении. Здесь Махди - это нетолько потомок Пророка и сын своей эпохи, но сокрытый долгожданный 12Имам. Он будет пребывать в сокрытии до часа назначенного Богом и вназначенный час придет на землю, чтобы руководить мусульманами,установит царство справедливости и благоденствия. Фактически, Махдиявляется у шиитов Мессией.

Махди не упоминается в Коране. Знания о нем почерпнуты из Сунны.

Таким образом, ожидаемый Имам Махди подготовит землю к ПоследнемуСуду и Воскрешению. Битва Махди будет отмечать окончательную победу"верующих последователей" против их "врагов" , и вселенское иокончательное установление "религии" Имамов.

Все последователи Махди, или некоторые из них (согласноразличным традициям) будут посланы в различные места на земле, где онибудут править всем, даже птицы и дикие животные будут подчинены им.Всем верующим, присоединившимся к отрядам Махди, будут дарованыспециальные чудесные силы, самая особенная из которых - соединениечувств с Имамом.

Для решений, с которыми будут трудности для их принятия, они будут получать инструкции и направление от Имама, который будет писать на ладонях их рук . Им нужно будет только смотреть, и затем выполнять предписания.

Также нам хотелось бы отметить один интересный факт. На санскрите "Первозданная Мать " звучит как "Ади Ма ".Многие пророчества, представленные на нашем сайте, отмечают, что мирспасет женщина, воплощение Материнства. Если мы поменяем местамисанскритские слова, получим "Ма-ади ", или "Махди ".

Некоторые Комментарии взяты с prophecy.ru

Король

(взято из форума сайта http://сайт)

Владимир
Откуда: Украина, Харьков
Возраст: 37
03.01.07 17:31

Король из пророчеств - это человек с воистину великой душой, без намеков и полунамеков, без занудного цитирования одних и тех же фраз их писаний, без самолюбования.... Его душа будет открыта людям, и слова его будут прямыми: либо да, либо нет, а все что вне этого.........
А цитирования не нужны, потому что вера - это состояние души, которое можно выразить множеством способов, множеством слов, и каждый раз по-разному.......... Это вдохновение, которое изливается посредством слов.... Тот, у кого в душе есть это, то не повторяет как заклинания одни и те же фразы, цитаты. Потому что он этим всем живет и несет это людям множеством способов.
Это будет великая душа, с живой верой внутри, а не с текстами многовековой давности. И эта душа будет нести свет людям и слова ее будут из Пламени Духа.

Пахрудин
Откуда: Казахстан, Костанай
Возраст: 39
16.02.07 19:48

Думаю Что в ФИО будущего Короля-должно присутствовать слово -Ахмад,
Последний ясно кто будет-это будущий ОН. Предпоследний Пророк -Мухаммад,его второе имя Ахьмад.
Как сказал также Мухаммад, в его имени будет слово Ахмад (Хвалимый),
Вы не заметили что имя возьмет Диана (Луна- символ ислама).
День отдыха для всей земли -ЧЕТВЕРГ.
Все остальные дни воскресенье, суббота и пятница должны потерять свое нынешнее значение. Одна Вера и Один день,для всей ЗЕМЛИ. Вот что будет.

Что написано у Исайи,глава 61-22.

ОТ малого произойдет тысяча, и от самого слабого-сильный народ. Я, Господь,ускорю совершить это в свое время.
Глава 62-2

И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя НОВЫМ ИМЕНЕМ, которое нарекут уста Господа.

У пророка Аггея,глава2- стихи 7-9.

И потрясу все народы, и придет ЖЕЛАЕМЫЙ всеми народами и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф.
Мое серебро и мое золото.
СЛАВА СЕГО ПОСЛЕДНЕГО ХРАМА будет больше,нежели прежнего, говорит Господь Саваоф.
и на месте сем Я ДАМ МИР, говорит Господь Саваоф.

Где отчетливо говорится о новой земле и о новом "Иерусалиме".

Я даже читал диспуты иудейских священников, где они спорят о НОВОМ МЕСТЕ и многие говорят -ЭТО НЕ НЫНЕШНИЙ ИЕРУСАЛИМ. А речь идет о другом месте, новом.

Могу еще сказать что в имени может по моему быть слово Ожидаемый,ЖЕЛАННЫЙ.

Одно слово должно быть Хвалимый, другое Желанный(Ожидаемый), а третье мне кажется ПОМОЩЬ.

На каких языках они будут, узнают со временем и я тоже в том числе. Сразу предупреждаю в моем ФИО нет ни одного такого слова.

Мое мнение такое.

1.Учителя у него друзья будут не отсюда. Естесственно у него будет УМА ПАЛАТА.

2. Физически сложен очень хорошо и мужественно. (Как у Даниила в пророчестве)

3. В свои года,у него будут черные черные волосы, без единой тени искуственной окраски. Хотя годов ему будет эдак под 40(+-)

4. Воспринимающий чужую боль. Но только не тех, кто заслужил ее тем, что причинял ее сам другим.

5. Происхождение из СССР.

6. Хотя однозначно начало процессов(основных) будет не на территории бывшего СССР. Хотя со временем раньше многих Россия его примет, как никто другой.

7. Очень сильно удивятся в Израиле и Аравии.

8.Осталось не так уж долго ждать первых плодов.

ЖДУЩИЙ МАХЬДИ

den
Откуда: Россия, Углич
19.02.07 22:53

Пахрудин пишет:
Учителя у него друзья будут не отсюда. Естесственно у него будет УМА ПАЛАТА.

Я думаю его знания не из книжек, и его учителя ногами по земле не ходят. Но на каждый правильный шаг, в этой жизни, знаниями не запасешся. Праведное сердце, вот что указывает истинную дорогу.

Подпись
Делай, что должен, и будь, что будет!

Пахрудин
Откуда: Казахстан, Костанай
Возраст: 39
19.02.07 23:01

Точно Дэн, уж шишек за время своей жизни он нахватает, по крайней мере до своего явного проявления. Как сказано у Ностра - ОН В ТРУДНОСТЯХ ЖИЗНИ ПОЗНАЛ СВОЮ РОЛЬ. ДРУЗЬЯ ПОВЕРЬТЕ. ОН ТАКЖЕ СТРАДАЕТ, СТРАДАЛ И БУДЕТ СТРАДАТЬ. ОН ЖЕ человек. Покажите хоть одного Посланника или Пророка,который не терпел лишения. Иначе как он сможет почувствовать боль и лишения нуждающегося. Неужели мы думаем, что он идет на помощь, Бушам, Путиным и так далее.....остро нуждающимся политикам и толтосумам

По поводу его внешнего вида есть хадисы Пророка Мухаммада.

ЖДУЩИЙ МАХЬДИ

den
Откуда: Россия, Углич
21.02.07 11:52

Ахиллес пишет: Писаний vip богами от Бога, первым из которых станет тот король, в ком избранные Бога узрят ум и уверенность не мира сего, слова которого будет невозможно оспорить или подвергнуть сомнению – это те основные качества, которые присущи лидеру единой религии последнего времени

А я бы хотел еще дополнить, что скромным будет и, что звание свое Пророка будет ему не голосованием присвоено. Может быть, увидят и признают. Нострадамус писал: "В нем есть то, что нет ни в ком другом" Еще Мишель писал, что "Не будет создан аппарат управления". И прости меня Господи, что и эти слова отнес на его счет: " Не от ума, просто судьба" Это не означает, что он глупый, нет, он просто умный человек, каких много. Он один знает, как изменить этот мир, так как его этому учили. А кого-то учили печь хлеб, или водить трамваи.


В "скрытогоимама" Махди верят шииты. Согласно их учению, один из 12-ти имамов,потомков Мухаммеда, в 975 году в возрасте семи лет исчез и должен будетпоявиться вновь накануне Судного дня. Его появление должно статьначалом всемирной борьбы с силами зла.

А) Духовный лидер мусульманской общины. В первые годы ислама функции имама выполнял сам пророк Мухаммад, затем – его наследники (халифы). После смерти последнего халифа Али в исламе возник раскол: часть мусульман (сунниты) сочла возможным избрать нового имама, в то время как другая часть (шииты) провозгласила, что имамом всех мусульман может быть только потомок Али, являющийся носителем особой наследственной благодати и религиозных таинств, которые передаются только родственникам Мухаммада. Согласно шиитскому вероучению, истинный имам является полномочным представителем Аллаха на земле и правителем всех мусульман как в «видимом», так и в «невидимом» мире. После смерти последнего прямого потомка Али в среде шиитских богословов возникло учение о «скрытом» имаме, который незримо руководит мусульманским миром через своих полномочных представителей – «людей веры» (см. Гайба). Таким образом, скрытый имам служит посредником между людьми и Аллахом; имам – это «ось», на которой вращается человеческий мир.

Б) Выборный представитель мусульманской общины, который руководит молитвой в мечети. Титул имама не является ни духовным саном, ни профессиональным званием; это общественная должность, соискатель которой должен иметь элементарное богословское образование и пользоваться авторитетом у верующих.

Скрытый Имам

По учению шиитов-имамитов, двенадцатый имам - прямой потомок Али и Фатимы, к-рый якобы скрылся в 9 в., но продолжает быть руководителем шиитов. С его возвращением на земле восторжествует справедливость и наступит благоденствие.

(араб. - ведомый, здесь - ведомый Аллахом) - мусульм. мессия. Представления о М. зародились в шиитских общинах (см. Шиизм). Мечта порабощенных народных масс об об-ве равенства и справедливости воплотилась в веру в скорое пришествие «скрытого имама», к-рый поможет своим приверженцам установить такой строй. Позднее учение о М. было воспринято суннитами (см. Суннизм) с поправкой на время пришествия, к-рое отодвинуто до «конца света». Образ М. использовался во времена антифеод, движений. Так, лидер бабизма Али Мохаммед, а также возглавивший движение народных масс в Судане (кон. 19 в.) Мухаммед Ахмед считались М.

Описание терминов взято с Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.

Некоторые считают, что аль Махди аль Мунтазар, который появится впоследние времена, чтобы дать бой Дадджалу (антимессии), и будет имамомМухаммадом ибн Хасаном аль Аскари. Это отождествление основано нарассказе, что Сейдна Мухаммад ибн Хасан аль Аскари построил халва (круглое убежище) на берегу Тигра и удалился в него. Через несколько дней его пошли искать в его халва и не нашли. Некоторые считают, что он скрылся для того, чтобы снова появиться в последние времена.

От Руководства сайта сайт
Надо помнить, что воспринимать буквально происхождение Махди не стоит. Тут переносный смысл, который чувствуется интуитивно. Так как Арабы могли накрутить многое. Махди придет, однако вряд ли от Араб, они просто ощущают приход кого-то на землю.

Вопрос : В настоящее время бедствий, много людей, включая ученых, начинают говорить о возрождении Ислама и появлении Имама Махди. Я хочу спросить о двух вещах: во-первых, кто такой имам Махди, и есть ли какие-либо доказательства о его возможном появлении, в Коране и хадисах. Во-вторых, в каком порядке произойдут события перед Къияма (день Воскресения), в том числе появление имама Махди, Фитна Даджаля, Йа’джудж Ма’джудж и Хазрат Иса (Иисус). Просьба ответить подробно.

Ответ : Хвала Аллаху… Имам Махди будет праведным человеком из потомков Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, он появится в конце времен и посредством него Аллах наставит людей на прямой путь, наполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она была заполнена преступлениями и насилием. У него будет такое же имя, как у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и имя его отца будет таким же, как и имя отца Пророка.

Таким образом, его имя будет Мухаммад ибн Абд-Аллах аль-Махди, или Ахмад ибн Абд-Аллах аль-Махди. Он будет потомком Фатимы, дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, через Хасана ибн Али (да будет доволен ими Аллах). Признаком его появления будет широкое распространение коррупции, греха и насилия.



Есть целый ряд хадисов, которые указывают на его внешний вид и атрибуты, как описано выше. Все эти сообщения вместе взятые достигают уровня таваатур (то есть, переданный столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи).

Что касается порядка, в котором знамения о Часе будут появляться, есть некоторое различие во мнениях ученых, причиной чего является то, что нету в Сунне указания на этот порядок. Однако ученые определили последовательность некоторых событий следующим образом:

1 - Появление малых признаков Судного часа, которых много, и они не будут происходить в определенном порядке. К ним относятся: послание Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его смерть; чума в ‘Амваас (небольшой город в Палестине - прим. пер. ); появление несчастий; потеря честности; исчезновение знания; распространение риба , музыкальных инструментов и алкоголя; отношение к этим вещам как к дозволенным; соревнование в возведении высоких зданий; большое количество убийств; ускорение времени; украшение мечетей; распространение ширка; распространение безнравственности; распространение алчности; учащение землетрясений; оползни, превращения в уродов и забросывание камнями с неба; исчезновение праведников; сбывающиеся сны праведников; пренебрежение Сунной; распространение лжи; распространение лжесвидетельства; учащение внезапных смертей, дождей и уменьшение растительности; учащение пожеланий собственной смерти; увеличение численности потомков Рума и сражение мусульман с ними; и другие признаки, которые рассказаны в достоверных хадисах от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

2 - Появление Махди, которое произойдет перед приходом Даджаля и нисхождения ‘Исы ибн Марьям , мир ему и благословение Аллаха. Об этом свидетельствует хадис от Джабира (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Посланник Аллаха сказал: «‘Иса ибн Марьям низойдет с небес; их правитель Махди скажет ему: ‘Возглавь нашу молитву (солят )!’. Иса ответит: ‘Нет, один из вас должен руководить молитвой других, как знак почета от Аллаха этой умме’.» В сообщении Муслима говорится: «… И Иса ибн Марьям низойдет, и их правитель скажет ему: ‘Возглавь наш намаз!’ Но он скажет: ‘Нет, один из вас должен руководить молитвой других, как знак почета от Аллаха этой умме’” Муслим, 225.

Так ‘Иса, мир ему, будет следовать за Махди в молитве, что указывает та то, что Махди появится прежде, чем ‘Иса, и ‘Иса убьет Даджаля, что в свою очередь указывает на то, что Даджаль появится во время Махди.

Появление Даджаля .

4 - Нисхождение ‘Исы ибн Марьям и убийство Даджаля.

Появление Йа’джудж и Ма’джудж (Гог и Магог ). Одним из указаний, что Йа’джудж и Ма’джудж появятся во время ‘Исы (мир ему) является является хадис от Наваса ибн Сам’аан, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о Даджале и сказал: «Пока он будет пребывать таким образом, Аллах ниспошлет откровение ‘Исе: «Я освободил Моих рабов (т.е. Йа’джудж и Ма’джудж — прим. пер. ), с которыми никто не будет в состоянии бороться. Возьми Моих рабов (т.е. верующих — прим. пер. ) в безопасное место, к горе Тур (Синай)”, и Аллах пошлет Йа’джудж и Ма’джудж, которые придут, кишащими вниз с каждой возвышенности. Первый из них минует Озеро Тибериас и выпьет воду из него, и последний из них пройдет там же и скажет: ‘Здесь когда-то была вода.’» Муслим, 2937.

Затем знамения произойдут быстро, один за другим. Согласно хадису от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Знамения будут происходить быстро, как бусинки, падающие с нитки”. Затем солнце поднимется с запада, появится Зверь , и будут оползни и другие большие признаки (Судного часа ). Мы просим, чтобы Аллах сделал нас стойкими до самой смерти. И Аллах знает лучше всего.

Фатва № 43840, Islam Q&A. Перевод: www.sawab.info

Великий ученый, удостоенный титула Обновителя второго тысячелетия, Имам Раббани пишет, что Махди придет спустя 1000 лет после смерти нашего Пророка (с.а.в.), в течение второго тысячелетия. А Имам Суюти передает хадис, согласно которому срок существования мусульманской уммы - 1500 лет. Значит ли это, что до прихода Махди остались считанные годы?

«Но ожидается, что спустя тысячу это хранимое государство обновится, ему будет даровано некое превосходство… Так проявится суть совершенства, скрыв его унижение. Тогда явится Махди, придающий новую ценность высоким связям» (Мактубат-и Раббани, 1/569).

«Торжество шариата, обновление общины [произойдет] во втором тысячелетии [по хиджре]. Верным доказательством этого является то, что Иса (а.с.) и Махди (а.с.) придут в это тысячелетие» (Мактубат-и Раббани, 1/611).

«Если среди общины Посланника Аллаха (с.а.в.) появляются совершенные (камиль), их уровень очень высок. Т.е. спустя тысячу лет после смерти Посланника Аллаха (с.а.в.) их может быть мало, но их высокое совершенство способствует тому, что шариат воспрянет в полную силу. Поэтому и Махди придет спустя тысячу лет. О его благословенном приходе сообщил благую весть Посланник Аллаха, Печать пророков (с.а.в.). Спустя тысячу лет также придет и Иса (а.с.)» (Мактубат-и Раббани, 1/440).

Спустя тысячу лет после кончины нашего Пророка (с.а.в.) начнется второе тысячелетие [по хиджре]. Как сообщает выше Имам Раббани (к.с.), Иса (а.с.) и Махди явятся именно в течение этого второго тысячелетия.

Согласно преданию, которое передает великий исламский ученый Имам Суюти, в хадисах нашего Пророка (с.а.в.) говорится, что время существования мусульманской общины не превысит 1500 лет.

«Эта община (умма) перейдет рубеж тысячи лет, но не перейдет рубеж в 1500 лет» (Kıyamet Alametleri, s. 299) (приведено по книге Джаляледдина Суюти «Аль-Кашфу фи муджазавати хазин аль-уммати аль-альфа аллязи даллят аляйх альасар»).

Как ясно из этого, можно утверждать, что Ислам просуществует до 1500 года по хиджре. Но будущее знает только Аллах. Какое-либо категорическое утверждение по этому вопросу может привести человека к ошибке.

В другом отрывке, разъясняющим эту тему, Имам Раббани сообщает, что Махди придет в начале столетия: «Ибо Махди явится в начале столетия» (Мактубат-и Раббани , 3/158-159) .

Исходя из этого, мы можем предположить, что Махди придет в начале предшествующих 1500 году по хиджре столетий, т.е. 1400 г.х. или 1300 г.х., что соответствует 1888-1980 г. григорианского календаря. Некоторые говорят, что речь идет о периоде после 1980 года. Но опять же, что-то категорически утверждать об этом – невежество. Если мы сравним 1980 и 1880 годы, то конец XIX века – это самый трудный период истории Ислама, а после 1980 года солнце Ислама начало пусть и медленно, озарять мир. После 1980 года был сломан хребет неверия (куфр).

Означает ли начало века, о котором говорит Имам Раббани, год начала деятельности Махди или его рождение, это знает только Аллах. Может, это дата его рождения. Определенные люди с целью получить возможность объявить себя Махди, могут истолковывать это как дату начала деятельности.

Как сообщается в хадисе нашего Пророка (с.а.в.), спустя сто лет после торжества нравственности Ислама примерно сто лет будут царить притеснение и неверие, а после этого появятся признаки приближения Светопреставления.

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Не наступит Конец света, пока не пройдет сто лет, в течение которых не будут поклоняться Аллаху» (Kitab-ül Burhan Fi Alamet-il Mehdiiyy-il Ahir Zaman, 92 ).

Некоторые разъяснение дают нам слова мусульманского ученого Абу аль-Фарука Силистрави: «Этот мир похож на обветшавший дворец. Подобно тому, как можно продлить жизнь дворцу, сделав ремонт, так и Конец света может быть отложен, если будет обновлена религия Ислам». Эти слова сообщают нам, что пока Ислам будет переживать процессы обновления (ихйа), Конец света может откладываться.

Также, как ясно из этого, отмерять жизнь мусульманской уммы, это не наша прерогатива. Пока мы будет служить этой религии, знамя Ислама будет развиваться в этом мире. Круги, желающие воспользоваться именем Махди, настойчиво говорят об этой дате, и, используя и такие великие имена, как имя Имама Раббани, пытаются высказывать какие-то пророчества.

В заключении мы хотели бы сказать, что Махди невозможно исчислить математически, а можно найти с помощью веры. Если сердце человека наделено искренней верой и впитывает божественную благодать, если он выказывает старания на пути Аллаха, спешит служить Его книге, то, если позволит Аллах, такой человек сможет узнать Махди. А пока Аллах не пожелает этого, никто не узнает Махди.

Махди, придя, не заявит: «Я Махди». Он будет вершить свою службу. Не будет так, что в день его прихода все вдруг превратится в розовый сад. Неверие в миг не исчезнет. Кто не имеет доли в этом, тот даже не узнает о приходе Махди. Махди – наследник Посланника Аллаха. Мы просим у Аллаха, чтобы он позволил нам смочь стать приспешниками наследника Посланника Аллаха.

А.А.Игнатенко


Предсказания о приходе Махди как материал для понимания содержания и целей исламских религиозно-политических движений (от XIV к XXI веку)

В постоянном обороте у мусульман (как суннитов, так и шиитов) в течение всей истории ислама остаются предсказания о приходе «в конце времени» Махди - «Ведомого [Аллахом]» (он же «Халиф Аллаха»), провозвестника очень скорого приближения Судного дня.

Едва ли не любой исторический момент, при определенном умонастроении современников, может быть принят за «конец времени». И приход Махди для верящих в эти предсказания либо уже состоялся в каком-то месте, либо вот-вот произойдет. Так, основатель династии фатимидов (правила в 909-1171 годах) Убейдаллах объявил себя Махди. Ибн-Тумарт, основатель движения и династии альмохадов (1121-1269) также выступал как Махди. В двух последних десятилетиях XIX века Судан стал свидетелем крупного религиозно-политического движения, которым руководил еще один Махди - Мухаммад Ибн-Абдаллах (1844-1885). В ноябре 1979 г. в Мекке была предпринята попытка претворить в жизнь во всех подробностях «сценарий», изложенный сразу в нескольких хадисах о Махди. «Группа Джухаймана», состоящая из фанатичных «ихванов», избрала для своей акции конец XIV века хиджры (пришелся на ноябрь 1979 года), и захватила с использованием оружия главную мечеть исламского мира Аль-Масджид аль-Харам и заставила присутствовавших в Мекке паломников принести клятву верности Махди - юноше-аравийцу по имени Мухамммад Ибн-Абдаллах, причем сделать это предлагалось на том месте, которое указано в одном из хадисов о приходе Махди - между Черным камнем и следом ноги библейского Авраама (Ибрахима). Совсем недавно в Ираке шииты под руководством Муктады ас-Садра воевали против американцев и суннитов в рядах «Армии Махди».

В настоящее время у аль-каидовцев - бойцов «глобального джихада» популярностью пользуется хадис-предсказание: «Коли увидите, что черные знамена вышли со стороны Хорасана, то присоединяйтесь к ним, пусть даже двигаясь ползком по снегу. Ведь под ними идет Халиф Аллаха, Махди». В аль-каидовской пропаганде выпячивается тот факт, что знамя «Аль-Каиды» - черное и создана она была на афганской территории, которая частично входит в Хорасан, из чего для многих «моджахедов» прямо следует, что под «Халифом Аллаха» подразумевается создатель и руководитель «Аль-Каиды» Усама бен Ладен, приход которого, получается так, предсказан еще пророком Мухаммадом.

Случаются и курьезы. В Джидде (Саудовская Аравия) летом 2009 года объявился гвинеец, который утверждал, что он - Махди, что он побывал на небесах, где встретился в пророком Мухаммадом, который, якобы, сказал, что тому суждено «исправить дела этой (т.е. мусульманской) уммы». Африканца арестовали, судили и приговорили к году тюрьмы и к десяти «сеансам» побития палками по 60 ударов за «сеанс» с перерывами по 10 дней.

Вероятнее всего, значительная часть хадисов о приходе Махди - апокрифы, сочиненные после смерти пророка Мухаммада и даже после каких-то событий, о которых говорится в некоторых хадисах. И эти апокрифические, сочиненные хадисы либо легитимизировали какие-то уже состоявшиеся события как «предсказанные» самим Пророком, либо мобилизовали мусульман на реализацию того или иного «предсказания», являвшегося каким-то, чаще всего политическим, «проектом».

Хадисы - это высказывания пророка Мухаммада, а также сообщения о его действиях, установлениях и т.п. Хадисы передавались сначала изустно и стали систематически собираться и записываться только в аббасидскую эпоху, т.е. спустя век после смерти Мухаммада. Одновременно записывались и высказывания ближайших сподвижников пророка (ас-сахаба). Эти высказывания получили название ривая, т.е. рассказ, повествование. Шиитские религиозно-исторические предания, приписываемые преимущественно Имаму Али Ибн-Аби-Талибу, а также Имамам получили название хабар (мн. ч. ахбар).

Запись и систематизация хадисов, а также превращение их во второй, после Корана, источник законодательства и вероучения мусульман, - все это было вызвано возникновением новых, требовавших решения социально-политических и идейных проблем в исламском Халифате. И оказалось, что за сто лет устная передача породила буквально необозримое количество так называемых мавду‘ат, или сочиненных, апокрифических хадисов, т.е. таких, которые пророк Мухаммад не произносил. Хадисы сочиняли буквально все: представители различных мусульманских сект, так называемые зандики, или «еретики», представители покоренных мусульманами религиозно-этнических группировок, народные рассказчики и даже торговцы. О масштабах сочинительства может дать представление такая цифра. Только зандики сочинили четырнадцать тысяч хадисов.

Собиратели и систематизаторы хадисов выработали довольно четкую систему отбора и проверки хадисов, которая заключалась в установлении по-преимуществу честности и хорошей памяти мухаддисов (передатчиков хадисов), включенных в иснад, т.е. в перечисление людей, передававших то или иное высказывание Пророка друг другу из поколения в поколение. Этот систематизаторский труд не может не вызвать уважения - хотя бы из-за своих масштабов. Практическим результатом этих усилий явились сборники истинных, или правильных (сахих) хадисов, среди которых наиболее известны «Сахих» («Правильный») Муслима и «Сахих» аль-Бухари. Примечательно, что ни в «Сахихе» Муслима, ни в «Сахихе» аль-Бухари нет ни одного хадиса, в котором упоминался бы Махди, и это могло бы быть достаточным доводом апокрифичности хадисов, в которых о Махди идет речь.

Однако вымышленные хадисы не убирались из оборота. В их достоверность верили какие-то группы мусульман, и в этих группах данные хадисы функционировали как достоверные. При том, что научная критика (либо в рамках светского исламоведения, либо в рамках религиозного хадисоведения) может установить и доказать апокрифичность каких-то хадисов, они воспринимаются мусульманами как достоверные, т.е. исходящие от пророка Мухаммада как посланника Аллаха. И в качестве таковых они функционируют либо как божественная легитимизация сложившегося положения вещей, либо как религиозные предсказания-«проекты», которые мусульмане обязаны реализовать, т.е. выступают в роли мобилизующей их идеологии и являются своеобразной божественной гарантией победы «отмобилизованных».

Предсказания о приходе Махди в «Пролегоменах» Ибн-Хальдуна

В знаменитых «Пролегоменах» («Мукаддима») средневекового социолога Абд-ар-Рахмана Ибн-Хальдуна (1332-1406) к его «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» есть глава пятьдесят вторая части третьей, озаглавленная «О деле Фатимида, о том, как относятся к нему люди и о том, как со всего этого снимается покров [тайны]». Ибн-Хальдун пишет в конце данной главы: «Этим заканчивается то, что дали мухаддисы (собиратели и передатчики хадисов. - А.И.) из сообщений о Махди. Мы собрали их все полностью, приложив к этому максимум наших сил». В другом месте он говорит: «Это - все хадисы о Махди, которые были зафиксированы имамами [хадисоведения]». Добросовестности Ибн-Хальдуна можно доверять, и, по-видимому, приводимая им подборка хадисов является полной. Но полной на тот период истории - XIV век. А современный собиратель хадисов о Махди обязательно включил бы в подборку «хорасанский» хадис, приведенный выше, а также ряд других, которые есть в обороте в настоящее время. Вполне возможно, что кто-то из будущих востоковедов соберет полный «комплект» хадисов о Махди с указанием на время введения в оборот того или иного хадиса, мы же в основном ограничимся теми, которые собрал Ибн-Хальдун, имея целью продемонстрировать вероятные мотивы сочинителей или передатчиков этих текстов, часть которых, что отнюдь не исключено, восходит к пророку Мухаммаду.

Ниже приводятся только тексты хадисов и хабаров - в той последовательности, в которой они даются у Ибн-Хальдуна. (В целях удобства дальнейшего изложения они нумеруются.) Опускаются источники, из которых взяты хадисы и хабары, иснады (цепочки передатчиков хадисов), сравнение различных точек зрения по поводу степени их достоверности - «правильности» или «слабости», а также суннитская формула величания пророка Мухаммада («да благословит его Аллах и приветствует!») В круглых скобках даются разъяснения к тексту или арабские выражения, в полной точности перевода которых есть сомнения, а также возможные варианты перевода (после слова «или»). В прямых скобках даются уточнения и дополнения, вытекающие из контекста и способствующие лучшему восприятию текста на русском языке. Рассказчик указывается только о тех случаях, если он - не пророк Мухаммад. После текстов дается краткий исторический и филологический комментарий. Всё это даст общее представление о том, что такое апокрифические и, возможно, неапокрифические предсказания пророка Мухаммада о приходе Махди - «Ведомого Аллахом», «Халифа Аллаха».

1.Кто подвергает сомнению истинность [сообщений] о Махди, тот неверный (кяфир), а кто подвергает сомнению истинность [сообщений] об Анти-Мессии (Дадджаль), тот лжет.

2.Если бы дольнему миру остался [один] день, то Бог удлинил бы этот день, чтобы послать мужа от меня или из людей моего дома (ахль байти). Имя у него, как у меня, и отца его зовут так же, как моего отца (т.е. Мухаммад Ибн-Абдаллах. - А.И.).

3.Не кончится дольний мир, пока не будет владыкой арабов муж из моего дома. Имя у него, как у меня.

4.Если бы даже от века (дахр) остался [только один] день, то Бог послал бы мужа из моего дома, который наполнит её (Землю. - А.И.) правдой, как была она наполнена неправедностью.

5.Посмотрел Али на своего сына аль-Хасана и молвил: «Этот мой сын - господин (сайид). Появится муж от плоти его, носящий имя Пророка вашего, подобный ему нравом, отличный от него видом. И наполнит он Землю правдой».

6.Выйдет из-за реки (или: из Мавераннахра) муж, зовущийся Харис (Пахарь). Впереди него [другой] муж, зовущийся Мансур (Вспомогаемый), который окажет поддержку или укрепит семейство (ааль) Мухаммада, как укрепили курейшиты Божьего Посланника. Каждый верующий должен его поддержать (или: ответить [на его призыв]).

7.Махди - из потомков Фатимы.

8.Да, Махди - истина, и он из фатимидов.

9.Будет спор после смерти халифа. Появится среди жителей Медины муж и убежит в Мекку. Придут к нему мекканцы и изберут его [халифом] против его воли между ар-Рукн (Черным камнем. - А.И.) и аль-Макам (местом, где останавливался Ибрахим-Авраам. - А.И.). Пошлют к немy войско из Аш-Шама (Сирии), но погубит он их в пустыне между Меккой и Мединой. Увидев это, переменятся к нему жители Аш-Шама и племена Ирака и они [также] изберут его [своим халифом]. Потом появится муж из курейшитов, дяди которого со стороны матери - [из племени] кальб. Он раздаст людям деньги и будет обращаться с ними по закону (сунна) их Пророка и… И пребудет он семь (вариант: девять) лет.

10.У Махди чело яснее, чем у меня, прямее нос. Наполнит он Землю справедливостью и правдой, как наполнилась она несправедливостью и неправедностью. Будет царствовать он семь лет.

11.В моей умме - Махди, который выйдет и проживет пять или семь или девять [лет]. Придет к нему человек и скажет: о Махди, дай мне! И насыплет он [человеку] в одежду столько, сколько тот [сможет] унести.

12.В моей умме - Махди. Если взять меньше, то [пребудет он] семь [лет], а нет, так девять. Принесет он моей умме благо, о каком они слыхом не слыхивали. Даст земля [людям] пищу ее и [не нужно будет] ничего [из этой пищи] сохранять. А денег тогда - груды. И встанет человек и скажет: «О Махди, дай мне!» И скажет он: «Бери!»

13.В конце [существования] уммы будет халиф, рассыпающий деньги без счета.

14.Среди ваших халифов - один, рассыпающий деньги.

15.В конце времен будет халиф, наделяющий деньгами без счета.

16.Не настанет час [страшного суда], пока не наполнится Земля неправедностью, несправедливостью и враждой. А потом придет муж из моего дома и наполнит ее справедливостью и правдой, как была она наполнена несправедливостью и враждой.

17.В конце [существования] моей уммы появится Махди, которого Бог оросит дождем. Окажет земля свои растения. И даст он деньги по справедливости. Умножится скот. И возвеличится умма. Проживет он семь или восемь [лет].

18.Наполнится Земля неправедностью и несправедливостью. И появится муж из моих потомков. Будет он править семь или девять [лет] и наполнит Землю справедливостью и правдой, как наполнилась она неправедностью и несправедливостью.

19.Появится муж из моей уммы, говорящий по моей сунне. Низведет Бог с небес на него дождь. Даст земля свою благодать. Наполнится Земля от него справедливостью и правдой, как наполнилась [до того] неправедностью и несправедливостью. Будет он править этой уммой семь лет. Снизойдет же он на Иерусалим (Байт аль-Макдис).

20.Случился бунт хашимитов (бану-Хашим). И когда увидел их Божий Посланник, потекли из глаз его слезы и помрачнел он. И сказал я (один из присутствовавших, некий Абдаллах. - А.И.): «Мы видим в твоем лице нечто, что нас огорчает». И сказал Божий Посланник: «Избрал Бог для нас, ахль аль-байт загробную жизнь, а не дольнюю. Подвергнется мой дом после меня [тяжкому] испытанию, изгнанию и преследованию, пока не придут с той стороны, где встает Солнце (Машрик) люди, [несущие] черные знамена, и спросят, но не будет дано им [ответа]. И станут они воевать, и будет оказана им поддержка и будет дано им то, о чем спрашивали. Но не примут они [такой ответ?] и дадут ее (Землю?) мужу из моего дома. И наполнит он ее справедливостью, как наполнили ее [раньше] неправедностью. И коли услышите вы о них, то придите к ним, даже если бы для этого пришлось пробираться ползком по снегу».

21.Махди - один из нас, ахль аль-байт. Через него Бог улучшит [Землю] (или: установит мир) в [одну] ночь.

22.Али спросил у Божьего Посланника: «Махди - один из нас или из чужих?», И сказал Посланник: «Из нас. Ведь нами Бог запечатывает, как нами открыл. Нами добьются спасения от ширк (многобожия), нами приведет Бог их души (или: сердца) к согласию после открытой вражды, как нами привел к согласию их души (или: сердца) после вражды, [порождавшейся] многобожием». Сказал Али: « [Кто это «oни»?] Правоверные или неверные?» Сказал Посланник: «Смутьян (мафтун) и неверный».

23.Будет смута в конце времен. Будут в ней люди, как [вкрапления] золота в руде. И не поносите вы жителей Аш-Шама (Сирии), а поносите их злые (деяния), ибо в них перемена, [предвещающая], что скоро послан будет с небес на жителей Аш-Шама дождь, который их разобщит. И если бы [после этого] даже лисы напали на них, то их бы одолели. Тогда появится выходец из моего дома с тремя знаменами. [Он] - умножающий. Говорит им: [станьте] пятнадцатью тысячами, [Он] - уменьшающий [число]. Говорит: [станьте] двенадцатью тысячами. А слово их - амут, амут (сгинь-пропади). Развернут они семь знамен, а под каждым знаменем - муж, требующий царство. Но всех их бог убьет. И вернет он (выходец из Дома пророка. - А.И.) мусульманам их дружбу, их благо, их дальние [земли], их [единое] мнение.

24.Рассказывает Мухаммад Ибн-аль-Ханафийя (один из сыновей Али Ибн-Аби-Талиба. - А.И.): Были мы у Али, и спросил его один человек о Махди. И сказал он: «Увы!» Потом накрутил на руку четки и сказал: «Этот (по-видимому, подразумевается Махди. - А.И.) явится в конце времен. Если скажет человек, [обращаясь к нему]: “Аллах, Аллах”, то будет убит. Соберет ему Аллах людей, подобных облакам. Сдружит бог их сердца. Не станут они ни по ком скучать и никому из тех, кто пришел к ним, не возрадуются. Их готовность [к битве], как у участников битвы при Бадре. Не было [подобных им] среди древних, и не достигнут их другие. Числом они - как соратники Талута, которые перешли с ним реку». …И сказал Абу-т-Туфейль (мухаддис, передавший рассказ Ибн-аль-Ханафийи): «Сказал Ибн-аль-Ханафийя: “Хочешь ли ты это (т.е. четки. - А.И.)?”. Я сказал; «Да”. И он (Ибн-аль-Ханафийя) сказал: “Появится он меж этих двух [деревянных} четок”. Я сказал: “Конечно. И, клянусь Богом, не оставлю я их до смерти”».

25.Мы, потомки Абд-аль-Мутталиба, господа пребывающих в Раю - я (т.е. пророк Мухаммад. - А.И.), Хамза [Ибн-Абд-аль-Мутталиб], Али [Ибн-Аби-Талиб], Джа‘фар [Ибн-Аби-Талиб], аль-Хасан, аль-Хусейн, аль-Махди.

26. Слова Ибн-аль-Аббаса (по-видимому под ним подразумевается двоюродный брат пророка Мухаммеда, сын дяди пророка Аббаса Ибн-Абд-аль-Мутталиба. - А.И.): Из нас, ахль аль-байт - четверо. Из нас - ас-Саффах (Кровавый, Проливающий кровь), из нас - аль-Мунзир (Предупреждающий), [далее пропуск в тексте источника, должно быть: из нас - аль-Мансур (Вспомогаемый [Аллахом])], из нас - аль-Махди. Ас-Саффах, возможно, [называется так] потому, что уничтожил своих соратников и простил своего врага, что касается аль-Мунзира, вижу его, сказал, то он во множестве будет раздавать деньги, не будет горд собой (или: не будет гордецом) и удержит немногое из своего права. Что касается аль-Мансура, то ему будет оказана помощь [от Аллаха] над его врагом - половина той, какая дана была Божьему Посланнику, когда бежал от него враг на расстояние двухмесячного перехода, а от аль-Мансура враг убежит на расстояние месячного перехода. Что касается аль-Махди, который наполнит Землю правдой, как была она наполнена неправедностью, и станут безопасными дикие звери, и выбросит Земля сокровища недр своих». [Далее рассказчик спрашивает Ибн-аль-Аббаса: «А что это такое - сокровища недр земли?»] «Подобное круглым пластинам из золота и серебра».

27.Когда вы [достигнете] величия, станут драться между собой трое. Каждый из них - сын халифа. не перейдет [власть?] ни к одному из них. Потом появятся со стороны, где восходит Солнце (Машрик) черные знамена. И они убьют их так, как не убивал никто. …И если вы его увидите, то изберите его [халифом], даже если бы пришлось пробираться ползком по снегу. Ведь он - Халиф Аллаха, Махди.

28.Появятся люди с той стороны, где восходит Солнце (Машрик) и укрепят Махди.

29.В моей умме - Махди. Если уменьшит, то семь, а нет - то восемь или девять [лет]. [В это время] будет моя умма наслаждаться счастьем, подобного которому не было. Пошлют небеса на них обильно льющийся [дождь], и не удержит Земля ничего из своих растений, а деньги [тогда] - грудами. Встанет человек и скажет: о Махди, дай мне! И скажет он: Бери!

30.Не наступит час [Страшного суда], пока не выступит против них человек из моего дома и станет их избивать, чтобы вернулись они к правде. (Собеседник Пророка: «И сколько он будет править?») Пять и два. (Собеседник: «Что это - пять и два?»). Сказал Посланник Аллаха: «Не знаю».

31.Да, полнится Земля неправедностью и несправедливостью. А если наполнится она неправедностью и несправедливостью, пошлет Бог мужа из моей уммы. Имя его - как у меня, имя его отца - как у моего отца (т.е. Мухаммад Ибн-Абдаллах, или Мухаммад, сын Абдаллаха. - А.И.). И небо ничего не станет отказывать из своего дождя, и не станет земля сберегать ничего из своих растений. Пребудет он среди вас семь, или восемь, или девять [лет].

32.Был Божий Посланник с группой мухаджиров и ансаров. Али Ибн-Аби-Талиб - по левую руку от него, а аль-Аббас - по правую. Стали ругаться друг с другом аль-Аббас и один человек из ансаров. И был этот ансар груб по отношению к аль-Аббасу. И взял Пророк за руки аль-Аббаса и Али и сказал: Появится от плоти этого [муж], чтобы наполнить Землю неправедностью и несправедливостью. И выйдет из плоти этого [муж], который наполнит Землю справедливостью и правдой. …Он придет с той стороны, где восходит Солнце (аль-Машрик), у него - знамя Махди.

33.Будет смута. И если уж одна сторона будет в ней неподвижна, то будет в споре другая, пока не возвестит глас с небес: Ваш правитель (амир) - такой-то.

34.Махди - только Иса сын Мариам. (Или: Нет Махди, кроме Исы, сына Мариам).

Наша исследовательская гипотеза заключается в том, что какая-то часть приведенных хадисов - результатом сочинительской деятельности различных религиозно-политических движений в VII-VIII вв., а именно - аббасидов (потомков аль-Аббаса Ибн-Абд-аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммада), шиитов-алидов (потомков Али Ибн-Аби-Талиба Ибн-Абд-аль-Мутталиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада - мужа единственной дочери и вообще единственного выжившего ребенка Мухаммада - Фатимы), шиитов-фатимидов (потомков Фатимы, дочери пророка Мухаммада и жены Али Ибн-Аби-Талиба). Первые две группировки боролись первоначально за возвращение «узурпированной» омейядами (одним из родов курейшитов) власти в исламском халифате ахль аль-байт, т.е. представителям «дома» пророка, или членам его байта, т.е. большесемейной группы, в которую он входил. В дальнейшем шииты-фатимиды выступили с претензиями на власть, заузив понятие ахль аль-байт.

Хорасан (Khorasan; средне-персидское, буквально - «восход солнца», «восток»). По сути дела, этим персидским словом обозначается то же самое понятие, которое по-арабски обозначается словом аль-Машрик - «Машрик», «место, где восходит Солнце», «восток».

В III - сер. XVIII в. Хорасаном назывался регион, который включал северо-восточную часть современного Ирана, Мерв (Мары), оазисы юга современной Туркмении, северную и северо-западную части современного Афганистана. Именно этот историко-географический регион подразумевается нынешними исламистами, не признающими существующих межгосударственных границ, когда они ведут речь о Хорасане.

См.: Акрам Дия аль-Умари. Бухус фи тарих ас-Сунна аль-мушаррафа (Исследования по истории Сунны), Багдад, 2-е изд., 1972 г., Стр. 7.

См.: А.Д. аль-Умари. Указ. соч., стр. 31.

В обороте, кроме достоверных («правильных») и апокрифических («сочиненных»), как бы располагавшихся на «полюсах» аутентичности-неаутентичности, были еще и промежуточные варианты, например, «слабые».

Ибн-Хальдун. Мукаддима (Пролегомены), Бейрут, б.г., стр. 311-330.

Ибн-Хальдун. Указ. соч., стр. 327, 322.

Ибн-Хальдун был суннитом-маликитом.

Мавераннахр, от араб. Ма вара’ ан-Нахр, буквально - «То, что за Рекой», историческая область в Центральной Азии. Название появилось во время арабского завоевания VII—VIII веков и означало первоначально области по правому берегу Амударьи. Позднее этим термином стали обозначать регион между Амударьёй и Сырдарьёй.

Не поддающаяся переводу фраза: юльки аль-ислама би-джиранихи.

Перевод передает внутреннюю несогласованность предложения, присутствующую в тексте источника.

Неоднозначность понятия байт играла большую роль в обосновании претензий на власть в халифате. Аббасиды старились истолковать его широко, подразумевая под байт Мухаммада его близких родственников - потомков Абд-аль-Мутталиба. Шииты - более узко, подразумевая под байт Мухаммада его ближайших родственников, а в дальнейшем - только потомков Али, подавляющая часть которых (через Фатиму), была одновременно и потомками Мухаммада.


Close