Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы. сайт выяснил, как проходило обучение в школах прошлых столетий.

Уроки «кормильца»

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков - считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами. Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» - своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.

Тогда же зародились первые женские школы - правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин - «кормилец» - который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету. Фото: Картина Н. Богданова-Бельского "Устный счет"

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

Никаких оценок

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало - за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу - в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал - его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв - «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы - риторика, грамматика, землемерие - симбиоз геометрии и географии - а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

Доступно для всех

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы - там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы. Фото: Картина А. Морозова "Сельская бесплатная школа"

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет - на выбор. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний - интересных и необъятных.

Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого историка-исследователя. К тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. Древний документ - самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Такую благословенную для историка возможность получил Даниил Лукич Мордовцев* - известный в XIX веке журналист и писатель.

Его историческая монография "Русские школьные книги" опубликована в 1861 году в четвертой книжке "Чтений в обществе истории и древностей Российских при Московском Университете". Работа посвящена древней русской школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно.

А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам... Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле.
Из книги "Стоглав"

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину "учение - свет...", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались "во тьме незнания".

Все это опровергает Мордовцев. В своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник". В предисловии к монографии, посвященной этой рукописи, автор написал следующее: "В настоящее время я имею возможность пользоваться драгоценнейшими памятниками 17-го века, которые еще нигде не были напечатаны, не упомянуты и которые могут послужить к объяснению интересных сторон древней русской педагогики. Материалы эти заключаются в пространной рукописи, носящей название "Азбуковника" и вмещающей в себя несколько разных учебников того времени, сочиненных каким-то "первопроходцем", отчасти списанных с других, таких же, изданий, которые озаглавлены были тем же именем, хотя и различались содержанием и имели различный счет листов".

Исследовав рукопись, Мордовцев делает первый и важнейший вывод: в Древней Руси училища как таковые существовали. Впрочем, подтверждает это и более древний документ - книга "Стоглав" (собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах). В ней содержатся разделы, говорящие об образовании. В них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? На эти вопросы "Стоглав" ответов не давал. И вот в руки историка попадает несколько рукописных "Азбуковников" - книг весьма любопытных. Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

***
Вслед за автором заглянем в русскую школу XVII века и мы, благо "Азбуковник" дает тому полную возможность. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище. В разных "Азбуковниках" наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили:

В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.

О том же наставляет и прозаический вариант.

Из "Азбуковника" мы узнаем очень важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи, от лица "Мудрости", содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения "прехитрой словесности": "Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев". Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.
Но последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"

Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:

Малии в вас и велицыи все равны,
Учений же ради вящих местом да будут знатны...
Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего...
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся...
Данное тебе учителем кое место,
Тут житие твое да будет вместно...

***
Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место.

И еще один совет - не увлекаться разглядыванием книжных украшений - "повалок", а стремиться понять написанное в них.

Книги ваши добре храните
И опасно на место кладите.
...Книгу, замкнув, печатью к высоте
полагай,
Указательного же древца в нею отнюдь
не влагай...
Книги к старосте в соблюдение,
со молитвой, приносите,
Тако же заутро принимая,
с поклонением, относите...
Книги свои не вельми разгибайте,
И листов в них тож не пригибайте...
Книг на седалищном месте
не оставляйте,
Но на уготованном столе
добре поставляйте...
Книг аще кто не бережет,
Таковый души своей не бережет...

Почти дословное совпадение фраз прозаического и стихотворного вариантов разных "Азбуковников" позволило Мордовцеву предположить, что правила, в них отраженные, едины для всех училищ XVII века, а следовательно, можно говорить об общем их устройстве в допетровской Руси. К этому же предположению подвигает и похожесть наставлений относительно довольно странного требования, запрещающего ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи...
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

Такое правило как бы обособляло учеников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. С одной стороны, оно огораживало ученика от "неполезных" влияний внешнего окружения, с другой - связывая учителя и его подопечных особенными отношениями, недоступными даже для ближайших родственников, исключало вмешательство посторонних в процесс обучения и воспитания. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу "Без родителей в школу не приходи" было просто немыслимо.

***
Еще одно наставление, роднящее все "Азбуковники", говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным - на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет".

Сосуды воды свежия в школу приносите,
Лохань же со стоялой водой вон износите,
Стол и лавки чисто велица моются,
Да приходящим в школу не гнюсно видится;
Сим бо познается ваша личная лепота
Аще у вас будет школьная чистота.

Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежащем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум и разные "неустройства", способные вызвать гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать неприятнейшие объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог "попасть под запрещение содержать училище". Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу же и нещадно.

Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В этом же пункте содержатся и некие правила гигиены:

Ради нужды кому отходити,
К старосте четырежды днем ходите,
Немедля же паки оттуда приходите,
Руки для чистоты да измываете,
Егда тамо когда бываете.

***
Все "Азбуковники" имели обширный раздел - о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно "Азбуковники" начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе:

Благослови, Боже, оные леса,
Иже розги родят на долгие времена...

И не только "Азбуковник" воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: "Розга ум вострит, возбуждает память".

Не нужно, однако, думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Тому, кто прославился как мучитель да еще плохо учащий, никто бы не дал своих детей в учение. Врожденная жестокость (если таковая имеется) не проявляется в человеке внезапно, и патологически жестокой личности никто не позволил бы открыть училище. О том, как следует учить детей, говорилось и в Уложении Стоглавого Собора, бывшем, по сути, руководством для учителей: "не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением".

Вот между этими двумя полюсами где-то и пролегала стезя воспитания, и когда "сладкое поучение" не шло в прок, то в дело вступал "педагогический инструмент", по уверениям знатоков, "вострящий ум, возбуждающий память". В различных "Азбуковниках" правила на этот счет изложены доступно самому "грубоумному" ученику:

Если кто учением обленится,
Таковый ран терпети не постыдится...

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный "нужной чулан". Есть в "Азбуковниках" упоминание и о такой мере, которая нынче называется "оставить после уроков":

Если кто урока не учит,
Таковый из школы свободного отпуста
не получит...

Впрочем, точного указания, уходили ли ученики для обеда по домам, в "Азбуковниках" нет. Более того, в одном из мест говорится, что учитель "во время хлебоядения и полуденного от учения пристания" должен читать своим ученикам "полезные писания" о мудрости, о поощрении к учению и дисциплине, о праздниках и т. д. Остается предположить, что такого рода поучения школяры слушали за общим обедом в школе. Да и другие признаки указывают на то, что при школе имелся общий обеденный стол, содержавшийся на родительскую складчину. (Впрочем, возможно, в разных школах именно этот порядок не был одинаковым.)

***
Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим. "Азбуковник" предписывал выбирать таковых самому учителю из старших учеников, в учебе прилежных и благоприятных душевных качеств. Учителя книга наставляла: "Имей у себя в остерегании их (то есть старост. - В.Я.). Добрейших и искусных учеников, могущих и без тебе оглашати их (учеников. - В.Я.) пастушеским словом".

О количестве старост говорится по-разному. Скорее всего, их было трое: один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем - доверенных помощников.

Все управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. По крайней мере, так считал Мордовцев, не найдя в "Азбуковниках" ни одной строчки, поощрявшей фискальство и наушничество. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, жизни в "дружине". Если же учитель, ища провинившегося, не мог точно указать на конкретного ученика, а "дружина" его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам, и они скандировали хором:

В некоторых из нас есть вина,
Которая не перед многими дньми была,
Виновни, слышав сие, лицом рдятся,
Понеже они нами, смиренными, гордятся.

Часто виновник, дабы не подводить "дружину", снимал порты и сам "восходил на козла", то есть ложился на лавку, на которой и производилось "задавание лозанов по филейным частям".

***
Стоит ли говорить, что и учение, и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке: "Се бо есть ваше детское, в школе учащихся дело, паче же совершенных в возрасте". Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.

Вечерний благовест давал знак к окончанию учения. "Азбуковник" поучает: "Егда отпущены будите, вси купно воссташе и книги своя книгохранителю вдаваше, единым возглашением всем купно и единогласно воспевайте молитву преподобного Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" и "Преславная Приснодево". После этого ученики должны были идти к вечерне, учитель же наставлял их, дабы в церкви вели себя благопристойно, потому что "все знают, что вы учитесь в школе".

Однако требования пристойно вести себя не ограничивались только школой или храмом. Училищные правила распространялись и на улицу: "Егда же учитель отпустит вас в подобное время, со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас". Не поощрялось и бесцельное шатание по улицам, особенно возле всяческих "зрелищных заведений", называемых тогда "позорищами".

Конечно же приведенные правила - более благие пожелания. Нет в природе таких детей, что удержались бы от "пхания и резвого бегания", от "камневержения" и похода "на позорище" после того, как они целый день провели в школе. Понимали это в старину и учителя и потому стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и к шалостям. Не только в будние дни, но в воскресные и в праздничные школяры обязаны были приходить в училище. Правда, в праздники уже не учились, а только отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучения и разъяснения учителя своего о сути праздника того дня. Потом все вместе шли в церковь к литургии.

Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае "Азбуковник" отнюдь не советует их усиленно пороть или наказывать как-то иначе, а, наоборот, наставляет: "кто "борзоучащийся", да не возносится над товарищем "грубоучащимся". Последним настоятельно советовалось молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя примеры "от писания", рассказывая о таких подвижниках благочестия, как Сергий Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось.

Из "Азбуковника" видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношени й с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток - частью натурой, частью деньгами.

Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию и космогонию), наконец, "последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание").

А еще в училищах занимались изучением стихотворного искусства, силлогизмов, изучали целебры, знание которых считалось необходимым для "виршеслогательства", знакомились с "рифмом" из сочинений Симеона Полоцкого, узнавали стихотворные меры - "един и десять родов стиха". Учились сочинять двустишия и сентенции, писать приветствия в стихах и в прозе.

***
К сожалению, труд Даниила Лукича Мордовцева остался неоконченным, его монография была завершена фразой: "На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой "Азбуковников", и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год".

И тем не менее уже через год после того, как работа Мордовцева была напечатана в журнале, его монографию с тем же названием издал Московский университет. Талант Даниила Лукича Мордовцева и множественность тем, затронутых в источниках, послуживших для написания монографии, сегодня позволяют нам, минимально "домысливая ту жизнь", совершить увлекательное и не без пользы путешествие "против потока времени" в семнадцатый век.

В. ЯРХО, историк

* Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905), окончив гимназию в Саратове, учился сначала в Казанском, затем в С.-Петербургском университете, который окончил в 1854 году по историко-филологическому факультету. В Саратове же он начал литературную деятельность. Выпустил несколько исторических монографий, опубликованных в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы". Монографии обратили на себя внимание, и Мордовцеву предлагают даже занять кафедру истории в С.-Петербургском университете. Не менее был известен Даниил Лукич и как писатель на исторические темы.

От епископа Саратовского Афанасия Дроздова он получает рукописные тетради XVII века, рассказывающие о том, как были организованы училища на Руси.

***
Вот как описывает Мордовцев попавшую к нему рукопись: "Сборник состоял из нескольких отделов. В первом помещается несколько "Азбуковников", с особенным счетом тетрадок; вторая половина состоит из двух отделов: в первом - 26 тетрадок, или 208 листов; во втором 171 лист. Вторая половина рукописи, оба ее отдела, писаны одною и той же рукой... Тою же рукой выписан и весь отдел, состоящий из "Азбуковников", "Письмовников", "Школьных благочиний" и прочего - до 208 листа. Далее тем же почерком, но иными чернилами написано до 171-го листа и на том листе, "четвероконечной " хитрой тайнописью написано "Начато в Соловецкой пустыни, тож де на Костроме, под Москвою во Ипатской честной обители, тем же первостранником в лето миробытиа 7191 (1683 г.)".

Источник "Наука и жизнь" №7, 2002

В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век

Реконструкция старинных счетов и азбуки | Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист) | Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

XVII век

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

Чистый Максим, Тихонова Елизавета, Шевченко Дмитрий

Работа была выполнена в рамках внеурочной деятельности по предмету

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как обучали грамоте на Руси

Дохристианская письменность Еще задолго до принятия на Руси христианства славяне имели собственную письменность, которая представляла собой одну из разновидностей рунического письма. Значение рун для культуры того времени было огромным. Их использовали для предсказаний и магических ритуалов, воины их наносили на свои щиты, мореплаватели изображали на судах эти знаки, отправляясь в дальние путешествия. Изготовленные в виде талисманов, руны помогали излечивать болезни, служили залогом здоровья. Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э.. До нас дошли 18 славянских рун. Сколько их было всего - никто не знает.

ДОХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТ Ь Все знаки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Это дало основание предположить, что данные знаки и есть письмо, одна из разновидностей древнеславянских «черт и резов ». До наших времен дошли сохранившиеся упоминания о «чертах и резах» в сказании «О писменех » (рубеж IX-X вв.). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они « читаху и гадаху » (читали и гадали). Таким образом, «черты и резы - это, скорее всего, примитивные символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания и т.п. Именно находки исследователей и подтверждают то, что, практически каждый горожанин того времени: - смог бы написать на бересте самое краткое и простое бытовое послание; - знал азы самого простого арифметического счета; - мог, с помощью тогдашней «почты», отправлять свои послания адресатам. Даже в маленьких деревнях, дети знали простейшую грамоту, необходимую в быту, которой они учились у «ведунов» - иерархов общин. Такой, довольно высокий уровень грамотности древних славян, объясняется тем, что общинный строй, в котором они жили, обеспечивал каждому из них взаимоподдержку;

Первые учебные заведения Родители отдавали своих детей в школы очень неохотно, не желая отступать от старых языческих традиций и просто отрывать от семьи помощников. Тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. На Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа стала называться с 14 века. Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Во времена правления князя Владимира в школе учиться могли только мальчики, а первыми предметами для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. Создание учебных заведений началось после Крещения Руси. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и « даяти нача на учение книжное», где обучались дети бояр и дружинников была открыта в Киеве в 988 г. Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде « собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».

Первые учебные заведения С принятием христианства (988 г.) Киевская Русь наследовала зрелую культуру Византии, опережавшую по уровню развития школьно­го дела Западную Европу. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбу­ки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Если на Западе освоение грамоты шло через изу­чение латыни - языка, чуждого европейским народам по своей лекси­ке, грамматическому и фонетическому строю, то на Руси, чтобы нау­читься читать, достаточно было знать азбуку. Народный и государ­ственный языки совпадали, и это способствовало распространению грамотности. Многочисленные археологические находки, относящиеся к Х-Х1 вв. (деловые и бытовые записи кириллическими буквами на дереве, берестяные грамоты), позволяют судить о том, что в Киев­ской Руси грамотность проникла почти во все слои населения. В этот период существуют два типа школ: училища элементар­ной грамоты, возникавшие обычно в среде дружинно-посадского на­селения зарождающихся городов, и дворцовые школы "учения книжно­го". Первая такая школа была основана при дворе князя Владимира Святославича уже в 988 году. В древнерусских летописях постоянно встречаются два разных термина: "грамоте научен" и "исполнен книжного учения", обозначавших два последовательных этапа в обу­чении. В начале XI века князь Ярослав Мудрый открывает школы "учения книжного" в Киеве, Новгороде, Смоленске, Галиче и других городах.

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА Кириллица стала первой славянской азбукой, которую создали на основе греческого алфавита. Случилось это в 863 году. Именно этой азбукой люди пользуются и сегодня. Назвали новую азбуку в честь Кирилла, который и был ее основателем. Стоит отметить, что Кирилл разрабатывал эту азбуку на основе греческих знаний, а также благодаря своему брату Мефодию. Кирилл и Мефодий – первые люди, которые начали работать над азбукой. Мало кому известно, что им удалось создать сразу две азбуки: глаголицу, а также кириллицу. К сожалению, со временем глаголицу забыли, а стали использовать исключительно кириллицу. Кстати, кириллица – основа современного русского алфавита. Эти братьям удалось создать древнерусский алфавит буквы. Со временем основная часть букв кириллицы изменилась. Если точнее, то название букв стало намного короче, в отличие от первоисточника. Сперва кириллические буквы писали исключительно прямо и отдельно друг от друга. В период с XV по XII века появился шрифт первых русских печатных книг, который отливали особым методом. Во время правления великого Петра I в кириллице произошли некоторые изменения. Например, некоторые буквы были вовсе исключены. В это время кириллицу стали называть русской гражданской азбукой. Вообще, на Руси достаточно сильно ценили грамотность. Первые буквицы древнерусского письма дали толчок к существенному развитию древнерусского государс тва.

бЕРЕСТЯНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался. Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Обучение грамоте Учили азбуку так. Каждая буква имела свое название. А - аз - личное местоимение 1-го лица, единственного числа Я. Б - буки - буква, В - веде - i знаю, Г - глаголь - говори, Д - добро, Е - есть, Ж - животе, I 3 - земля, И - иже, К - како, Л - люди, М - мыслете, Н - наш, О - он, П - покой и т. д. Прежде всего, ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и в разбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа … потом Бе, Be , Ге, Де… Би, Ви… и т. д. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так, как надо при чтении: Буки - аз - ба. Веде - аз - ва … Люди - есть - ле … како - - иже - ки … покой - он - по. После складов в две буквы шли склады в три буквы: Бла, вла, гла и т. д. Одолев и это, ученик переходил к изучению слов «по титлам». Некоторые слова из наиболее часто встречающихся и наиболее «важных», как «бог», «царь», «святой», «дух», «сын» писались не полностью, а сокращенно, и над ними ставился особый надстрочный знак «титло»: бг, црь, стый, fix , Ен. В букваре все эти слова были помещены, и ученик должен был и их знать назубок. Наконец, выучив азбуку, пройдя склады и запомнив слова по титлам, он переходил к чтению первого связного текста. Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: га, жа, дра … И за каждую ошибку полагалась розга. Понятно, почему в то время, как ученик приступал к изучению грамоты, мать его частенько стояла под дверью и голосила, как по покойнику. О том, чему и как учили мастера грамоты, свидетельствуют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима (13 в.). Онфим выучился 26-буквенному алфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но не достаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите.

Обучение грамоте В 1957 году были найдены и первые ученические упражнения в цифровом письме. Цифры в древней Руси не отличались от обычных букв. Цифру 1 изображали буквой "а", цифру 2-буквой "в", 3- буквой "г" и так далее. Чтобы отличить цифры от букв, их снабжали особыми зрачками - "титлами"- черточками над основным знаком. В грамоте №342, найденной в 1958 году в слоях XIV века, воспроизведена вся система, существовавших тогда цифр. Сначала идут десятки, сотни, тысячи и, наконец, десятки тысяч вплоть до обведенной кружком буквы "д". Так изображалось число 40 000. Конец грамоты оборван. При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. В знаменитой «Русской Правде» (XI век) - юридическом памятнике Киевской Руси - обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем - единицы, среднем - десятки, затем - сотни и т. д. Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков например «изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности. Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение пр.), но и искусству делать книги. Учебник изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

Обучение грамоте Обучение грамоте начиналось в древней Руси с 7 лет. Занятия начинались с 7-8 утра. Чаще всего в школу отправляли в день пророка Наума -1 (14) декабря. Поэтому в народном календаре святого Наума называли « Грамотником » и говорили: «Наум наведет на ум». Вот как описывают школу «В глубине двора все (ученики) остановились перед небольшой избой. Тускло светило оконце, запорошенное снегом. Ребята взошли на крыльцо, стуча ногами, обивая снег…. В сенях толкнули низкую скрипучую дверь. Вошли в небольшую комнату и остановились у входа. В красном углу висели три старые иконы, освещенные горящей лампадкой. Длинные скамьи тянулись вдоль стены. Посреди стоял длинный узкий стол в две доски. Слюдяное окно, низкое и широкое, с настывшим льдом, пропускало тусклый свет. К стене была прибита деревянная белая полка, где лежали рукописные книги. Под нею висели две ременные плети и связка березовых веток. Сбоку при входе стояла на табуретке деревянная лохань с водой; в ней плавал деревянный ковшик. Учитель в меховой шапке и бараньем полушубке сидел на скамье в красном углу». В древнерусских школах 14-16 веков производилось лишь начальное обучение: учили чтению, письму, читали часослов, псалтырь, апостола «и прочие божественные книги». Большое значение придавалось пению, обучение которому всегда упоминается рядом с обучением чтению и письму. Элементарной грамоте могли учиться все желающие. Наряду с детьми духовных лиц, принимались дети людей неизвестного звания, рабы, пленники, взрослые.

Обучение грамоте Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали и для обучения грамоте и иностранным языкам. Учебный день продолжался долго. В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались с часов семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Впрочем, уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было бы делать, если весь день проходил в «училище». Заучить все надо было во время занятий - это и было основной методикой. Учили вслух. Каждый свое. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учит - во всю избу кричат ». Очень часто обучение грамоте входило составной частью в ремесленное обучение. Какой-нибудь портной, кузнец или сапожник брал к себе в дом ученика, обязуясь обучить его, «чему и сам горазд», а кроме того, грамоте и писать. Срок обучения - обычно пять лет, после которых ученик бывал обязан отработать еще пять лет «за ученье» и еще пять лет уже «по найму», т. е. за плату. Таким образом, ученик поступал в полное распоряжение учителя, у которого он жил, ел, спал, делал всю домашнюю работу и обучался ремеслу и грамоте.

Азбуковник «Азбука» Ивана Федорова, изданная в 1574году, представляет собой первую российскую печатную учебную книгу. Она была составлена из 40 листов, или 80 страниц, на каждой странице по 15 строк. Две страницы пустые. В книге отсутствует нумерация страниц. Азбука скромно оформлена пятью заставками и тремя концовками. Иван Федоров положил в основу книги распространенный в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания букв славянского алфавита и с усвоения двух- и трехбуквенных слогов. Первая часть книги – азбука – включает также и материал по грамматике. На первой странице книги расположены 45 строчных букв кирилловского алфавита, затем приводится « впятословие », так русские книжники называли позднее алфавит, данный в обратном порядке. Далее знаки алфавита располагаются вразбивку, 8-мью колонками. Это трехкратное повторение азбуки имело целью более твердое усвоение обучающимися каждой буквы алфавита. Следующие упражнения представляют собой запись двух- и трехбуквенных слогов, с усвоения которых и начиналось собственно обучение чтению и письму. В разделе «А сия азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии » даны образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с Б. В первом примере - спряжении глагола будити - глагольные формы соотнесены с местоимениями, а формы множественного числа пояснены описательно. Следующий раздел «По прозодии а еже дващи воединых лежащее се есть повелительная и сказательная » объединяет сведения об ударениях и «придыханиях» в словах. В разделе «По ортографии » даны в алфавитном порядке наиболее употребительные сокращения (слова «под титлами»). Но здесь же, в образцах склонения, приведены и полные написания существительных и прилагательных. Завершает изучение азбуки акростих, служащий для повторения алфавита. Во второй части приводятся тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения. Здесь помещены молитвы и наставления. Отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров предстает перед нами провозвестником гуманной педагогики: он защищает детей от произвола родителей и призывает воспитывать «в милости, в благоразумии, в смиреномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлю ще друг друга и прощение дарующе ». Азбука Ивана Федорова открывает историю российских печатных книг для обучения письму и чтению. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу ».

Образование при Петре I Отношение к школе впервые при Петре I становится государ­ственной политикой. Старая школа, подчиненная церкви, не могла дать технически грамотных и образованных людей, в ко­торых нуждалось государство. он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать». К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

Обучение грамотности в Туле Первая школа была открыта в 60-е годы 17 века на Каширских железных заводах у деревни Ченцово (Заокский район). В 18 веке в Богородицке при конном заводе была основана «школа конюховых детей» В 1761 году открылось Белевское духовное училище. В 1791 году открылась народная школа для любых учащихся, независимо от происхождения. Учение давалось нелегко. Неуспевающих ставили на горох и секли розгами. Один раз в неделю секли всех-для профилактики. «В 8 утра в классе тишина. Учитель сидел на кафедре и рассмотривал по замечаниям, кто не занл урока. Человек 30 он вызвал к двери и сошел с кафедры. Став пред осужденными и сделав рукой взмах, как дирижер перед открытием пьесы, учитель крикнул «Высечь!» Поступившие в школу могли оставить ее в любой момент. Из каждых 40-50 учащихся школу заканчивали 7-8 человек. Они пользовались почетом и уважением. Перед тем как отдать ребенка на обучение гадали. Родители варила горшок каши и выносили его во двор. Будущий ученик брал палку, ударял по горшку, и все смотрели, далеко ли полетели брызги. Чем дальше, тем способнее ученик. С поклонами встречали родители «учителя»-местного дьяка. Его усаживали в красный угол под иконами, и отец приводил к нему отрока. Будущий ученик трижды кланялся дьяку до земли, а тот трижды ударял его плеткой по спине, напоминая, что «идти в науку терпеть муку». Обязательно дьяка одаривали подарками.

Обучение грамоте в туле 1801 год-появилась Тульская духовная семинария. Учились здесь не только дети духовенства. Кроме обязательных предметов (русский язык, литература, физика, химия, математика) преподавали основы медицины, чтобы священник мог поставить диагноз. Учили французскому и немецкому, греческому и латыни. Семинаристы жили на полном пансионе. За крупный поступок на день и более лишались еды.

Обучение грамоте в туле В 1830-х гг. свое основание получило женское образование Тульской губернии. В 1832 г. возникло женское училище в Одоеве, в 1839 г. - частный женский пансион в Туле, в 1841 г., здесь же, женское училище. Была попытка организовать женскую школу в Богородицке, но она просущестовала здесь сначала всего 2 года, постоянно же действовать начала только в 1861 году. После правительственного распоряжения об учреждении женских училищ таковые стали появляться и в других городах губернии: в Алексине, Крапивне, Новосиле. Девочки жили в учебном заведении. Делились на « парфеток »-хороших учениц и « мовешек »-плохих. Плохие ученицы за обедом получали только кусок хлеба, который они ели стоя. Для отличниц-стол с дополнительными вкусностями. Выпускницы получали звание учительницы начальных училищ, могли преподвать на дому. Со временем правила поведения и обучения смягчились.

Итак, дошедшие до нас берестяные грамоты, а также разнообразные надписи, процарапанные на стенах древнерусских храмов, древние книги, свидетельствуют о том, что грамотность в допетровской Руси была высокой. До Петра I всё школьное образование на Руси было тесно связано с церковью. Грамоте учили по Псалтири, по Часослову, то есть основные тексты для чтения были церковными. И тексты эти были духовными и нравоучительными, то есть шло параллельно и обучение грамоте, и, что очень важно, - духовное воспитание. Собственно говоря, никогда не стояло вопроса, как ребёнка учить, что такое хорошо и что такое плохо, потому что тексты церковные это делали ненавязчиво, но так, что всё это входило в сознание человека на всю жизнь. Процесс развития российского образования и науки в первой четверти ХVIII века целиком связан с личностью грандиозного реформатора Петра I, который придал образованию первостепенную значимость для государства. Организованные в первой четверти XVIII в. государственные свет­ские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них усту­пала место общеобразовательным и специальным предметам. В России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и школа «математических и навигацких наук» Здесь обучали будущих капитанов, кораблестроителей, а также преподавателей для иных школ. Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа.

Чему учили в Древней Руси?

Как мы уже выяснили, первая школа на Руси открылась в 988 году по инициативе князя Владимира. Поскольку крещение Русь принимала из Византии, то и первые учителя-монахи приглашались оттуда же. Сейчас однозначно можно утверждать, что именно Владимир заложил основы развития системы школьного образования в Древней Руси. Об этом говорит и тот факт, что, отправляя своих детей в школы, матери плакали над ними, как над покойниками. Даже в высшем обществе еще не знали, что такое школьное обучение, а, как мы помним, детей в первые школы набирали именно из дворянских и боярских семей. Однако, византийское влияние способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств, оно дало стимул к зарождению и развитию русской религиозно-педагогической мысли.

В школе князя Владимира "Учение книжное" обучалось 300 мальчиков. Учителями являлись приглашенные византийские монахи. Алексей Тихомиров считает, что в этой школе преподавался только один предмет, а именно книжное дело, т.е. детей учили читать. Указывает он и на другие науки, изучаемые в школе, но какие именно это были науки, историк не сообщает. Не приводит он и никаких сведений по поводу учебных программ для изучения отдельных предметов. Вероятно, по мнению А. Тихомирова, учителя-монахи сами определяли, чему учить и как учить.

Польский историк Ян Длугош (1415-1480) сообщает о Киевской школе "книжного учения" "Владимир… русских юношей привлекает к изучению искусств, кроме этого, содержит запрошенных из Греции мастеров". Для создания трехтомной истории Польши Длугош использовал польские, чешские, венгерские, немецкие источники, древнерусские летописи. Видимо, из не дошедшей до нас летописи он почерпнул известие об изучении в Киевской школе Владимира искусств. Таким образом, мы узнаем, что в первых школах преподавали еще и приглашенные мастера. Вероятно, это были мастера-ремесленники, хорошо знавшие свое дело. Какие именно искусства преподавали в школе Владимира, не сообщается.

Нам представляется маловероятным факт преподавания в дворцовой школе, где обучались дети дворян и бояр, т.е. высшего сословия, мастерами-ремесленниками. Подобных мастеров хватало и на Руси. Русские торговцы издревле вывозили в Византию и другие страны не только продукцию промыслов, но и изделия русских ремесленников. В древнерусских городах мастера-ремесленники брали детей горожан на обучение, но боярских и дворянских детей среди них не было. Возможно, речь идет об искусстве иконописи, которым русские мастера до принятия христианства не владели. Но иконописью, как известно, занимались тоже монахи. Отсюда резонно предположить, что учителями в школах Владимира были только монахи.

Н. Лавровский в своей работе "О древнерусских училищах" сообщает нам, что в состав дисциплин входили чтение, письмо, пение, грамматика и счисление. Ни о каких искусствах Н. Лавровский не сообщает. Приводимый им перечень предметов вполне соответствовал социальному составу учеников и цели организации первой школы в Киеве. Главной целью этой школы являлось обучение грамотности детей высших слове населения и подготовки их для государственной службы, а также укрепление и распространение христианства. Понятно, что на государственной службе различные искусства не нужны. А вот пение было необходимо, поскольку с момента принятия христианства представители высших кругов в Киеве систематически присутствовали на церковных службах. По аналогии с византийскими и западными школами времен Карла Великого Н. Лавровский называет первые школы начальными училищами и указывает на их тесную связь с Церковью. Однако подобного названия применительно к первой школе в Киеве более нигде не встречается. И в древнерусских летописях, и в работах разных исследователей первые учебные заведения в Киеве называются именно школами.

С.М. Соловьев указывает на то, что училища организовывались при церквях уже во времена Владимира, но они предназначались для подготовки именно священнослужителей новой христианской церкви. Для обучения в них набирали детей горожан, а не детей бояр и дворян. Цель данных училищ, организованных изначально в Киеве, а затем и в других крупных городах, теперь уже христианских священников-подвижников новой веры для распространения христианства на все население Древней Руси. Этой целью определялся набор дисциплин и социальный состав учеников церковных училищ.

О распространении грамотности в Древней Руси посредством такой формы учебных заведений, как училища, говорит и В.О. Ключевский. Кроме того, он указывает, что в училищах обучали греческому и латинскому языкам ученые люди, "приходившие из Греции и Западной Европы". Больше никаких подробностей В.О. Ключевский не сообщает. Однако, далее читаем: "С помощью переводной письменности выработался книжный русский язык, образовалась литературная школа, развилась оригинальная литература, и русская летопись XII в. по мастерству изложения не уступает лучшим анналам тогдашнего Запада". Остается вспомнить из учебников по русской истории, кем были написаны выдающиеся произведения древнерусской литературы, кто занимался переводом иностранных книг, в особенности греческих, и, наконец, кто в Древней Руси занимался летописанием. Это были исключительно монахи. А значит, С.М. Соловьев был абсолютно прав. Очевидно, что наряду с первой школой, где готовили боярских и дворянских детей для государственной службы, практически одновременно стали организовывать и первые церковные училища для подготовки христианских священнослужителей. Можно с полной уверенностью утверждать, что это были совершенно разные учебные заведения, несмотря на то, что учителями являлись приглашенные из Византии монахи и там, и там. Вероятно, что иностранные языки, греческий и латынь, детям из высших сословий преподавали, ведь государственная служба была сопряжена и с общением с иностранными гостями и работой с иностранными документами. В связи с этим такой факт удивления не вызывает.

Академик А.Н. Сахаров акцентирует внимание на том, что в первые школы "Владимир приказал забирать детей из "нарочитых", т.е. богатых семей". Никаких подробностей об этих школах А.Н. Сахаров не сообщает. Но, развивая мысль о распространении и утверждении христианства в русских землях, о его борьбе с язычеством, он делает такой вывод: "При церквях и монастырях создавались школы, и первые русские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахи, деятели церкви в основном являлись создателями замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов". Отсюда понятно, что в школах при церквях и монастырях обучали будущих священников, призванных распространять и укреплять христианскую веру. Откуда же такое отождествление двух совершенно разных по характеру и цели обучения учебных заведения? Мы считаем, что монахи, создававшие первые русские летописи, мало понимали разницу между церковными школами и светскими. Да и понять ее было сложно. Византийский характер образования был в обоих типах учебных заведений, учителями тоже являлись византийские монахи. Первые летописи создавались русскими монахами-учениками тех самых первых церковных училищ. Понять сложный замысел властей, создававших первые школы, они, конечно, не могли. Отсюда и возникла путаница и отождествление светского и церковного образования.

Алексей Тихомиров считает, что сам термин "школа" появляется на Руси только в 1386 г., "когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания". Однако общеизвестным является факт, что школы, как учебные заведения, возникли еще в Древней Греции и назывались "скола". Эти сведения можно прочесть в любом учебнике по истории Древнего мира для 5-го класса. Учитывая, что образованность, как и христианство, пришло на Русь из Византии, греческой страны, вместе с учебным заведением пришло и его название "школа". Факт заимствования данного термина из стран Западной Европы вызывает довольно большие сомнения.

Интересно то, что неизвестным остается место организации первой школы в Киеве. Год ее основания - 988-й - указывает на то, что церквей и монастырей на Руси в то время еще не существовало. Следовательно, можно предположить, что данная школа для "нарочитых" детей была организована непосредственно при дворе самого князя Владимира, что позволяло последнему, не отрываясь от государственных дел, полностью контролировать обучение в школе. И уже спустя несколько лет, после строительства первой христианской церкви в Киеве, было организовано и церковное училище для подготовки христианских священников. Со строительством новых церквей, а затем уже и монастырей, их количество значительно увеличилось.

На дворцовый характер первой школы указывают многие исследователи. В частности С. Егоров в своей Истории педагогики в России" пишет: "Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для "нарочитой чади", т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Ее целью было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих". Более того, Егоров С. считает, что эта школа была организована при храме-резиденции митрополита и кроме боярских детей в ней "получали образование и многие знатные иностранцы: венгры, норвежцы, шведы, англичане". О каком храме идет речь в 988 году, сказать сложно. Скорее всего это был деревянный храм, построенный быстрыми темпами и расположенный рядом с резиденцией князя Владимира. А позднее был возведен уже каменный собор, и школа была перенесена туда. Что же касается обучения иностранцев в данной школе, то такой факт тоже вполне мог иметь место. В Х веке Западная Европа не отличалась высоким уровнем развития и вряд ли в этот период времени там была развита система школьного образования.

Важно отметить, что Н. Лавровский в своей монографии, основанной на огромном количестве летописных источников, утверждает, что преподаванием в киевских школах занимались только приглашенные монахи. Автор не акцентирует внимания на этом факте, но указывает, что для преподавания специально Владимиром приглашались ученые монахи из Византии. Ни о каких других учителях автор не упоминает.

Интересно отметить, что Н. Лавровский считает, что обучение проводилось не по усмотрению монахов, как считают многие исследователи, а по определенному плану, который утверждался лично Владимиром. Таким образом, разрабатывались программы обучения по каждому предмету. Это не удивительно, поскольку перед первой школой стояли вполне конкретные задачи, и пустить на самотек процесс образования власть не могла. Понятно, что эти планы обучения разрабатывались самими приглашенными монахами по образцу обучения в византийских школах. Этот вывод подтверждает и первый русский систематик всемирной истории педагогики Л.Н. Модзалевский, указывая также на византийский характер образования в Киевской Руси.

Ярослав Мудрый продолжил традицию своего отца по развитию образования на Руси. По мнению историков, им была основана школа при Киево-Печерском монастыре, а затем в Новгороде, Полоцке и других крупных городах. Об основании школы в Новгороде в 1030 г. нам сообщает Софийска летопись: "В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом". Отсюда мы узнаем, что для обучения были собраны дети городских старост и священников в количестве 300 человек. Летописец сообщает нам, что Ярослав воевал с племенами чуди и основал в их землях город Юрьев. Надо полагать, что в связи с этим перед школой стояли вполне конкретные задачи, а именно: распространение христианства среди языческих племен и подготовка кадров государственной службы в этих местах. Ярослав не только собирался обратить язычников в новую веру, но и распространить влияние Руси на данные территории с целью расширения границ Древнерусского государства. Если внимательно посмотреть географию основания новых школ, то мы увидим, что все они открывались в приграничных городах. Русь нуждалась не только в образованных людях, но и в грамотных государственных служащих, достойных проводниках политики Великого князя. Этими целями и обуславливался набор изучаемых предметов. Основными предметами в церковных школах были семь свободных наук, "свободных мудростей" (1 - грамматика, 2 - риторика, 3- диалектика, 4 - арифметика, 5 - музыка, 6 - геометрия, 7 - астрономия), и по технологиям. Это полностью подтверждает сведения Н. Лавровского.

Что же касается устройства первых школ, то они также были устроены по греческому образцу. Многие исследователи сообщают нам, что все ученики были разбиты на небольшие группы по 5-6 человек, в каждой из которых преподавал свой учитель-монах. По такому же принципу малых групп было организовано обучение и в школах стран Западной Европы. Западные и отечественные источники сообщают, что "такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов кантора школ средневекового Парижа известно, что количество учащихся у одного учителя было от 6 до 12 человек, в школах Клюнийского монастыря - 6 человек, в женских начальных школах Тиля - 4-5 учениц. Восемь учеников изображены на миниатюре лицевого "Жития Сергия Радонежского", 5 учеников восседают перед учителем на гравюре лицевой "Азбуки" 1637 г. В. Бурцова.

О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют берестяные грамоты знаменитого новгородского школьника XIII в. Онфима. Одна с почерком, отличным от почерка Онфима (№ 201), отсюда В.Л. Янин предположил, что эта грамота принадлежит товарищу Онфима по школе. Соучеником Онфима был Данила, которому Онфим приготовил приветствие: "Поклон от Онфима к Даниле". Возможно, с Онфимом учился и четвертый новгородец - Матвей (грамота № 108), почерки которых очень схожи". Нет основания сомневаться в приводимых сведениях. Большие группы учеников у одного учителя появляются уже в советских школах, т.е. после 1917 года. До этого времени сведения о больших по количеству ученических классах нигде не встречаются. Да и вряд ли обучение было бы эффективным, будь у учителя большие классы.

Повсеместное распространение мужского образования привело и к появлению первых школ для женщин. В мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Надо заметить, что Анна Всеволодовна была по сути первой светской учительницей. Не удивительно, что грамотность женщины вызывала глубокое уважение в обществе. Мы уже замечали, что образование предназначалось в первую очередь именно мужчинам. Но к началу XI века необходимость и значимость образования сознавалась населением достаточно прочно. Не смотря на то, что крестьянство по-прежнему оставалось вне образования, остальная часть общества уважала образованных людей, и особенно этим уважением пользовались образованные женщины. А женщины, которые занимались еще и обучением детей, занимали особое положение в обществе. Однако такие школы были скорее исключением, чем нормой. Но тем не менее начатый Владимиром процесс образования довольно прочно укоренился на русской почве и был продолжен его потомками.


Close