Руническая магия .
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых "разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей". Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":

Девять ночей я качался, на дереве,
Под ветром повешен а ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан -
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я
Долу упал я тогда.

Стал я расти и познания, множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, -
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.

Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, – как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигатъ?

Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награждены за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.

Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например, С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песне "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:

Заклинания я знаю, что людям неведомы, -
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – пометь оно может
От обид, и скорбей, и забот.

И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.

Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.

Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен -
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.

Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо не мчались – стрелу задержу я,
Едва лить увижу ее.

Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.

Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.

Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится -
Можно им мир водворить.

Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.

Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернутся
Им в жилища свои
И в обличья свои.

Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья, друзей.
Я в щит прокричу пред началом сраженья -
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.

Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить -
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.

Я знаю тринадцатое,- оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях -
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

Я владею четырнадцатым: перечту.
Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.
Имена назову я всех асов и альвов -
Это может лишь мудрый иметь.

Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра
Пел его Тиодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.

Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.

Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.

Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.

Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, -
Или той, кто сестра мне родная.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном – восемнадцатизнаковом – виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма – расистскими теориями нацистской Германии.

Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S – символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны – это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне – "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд – на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии – в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые – "правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II – VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов. Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir (различные значения)
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukar – и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна. Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом руна f – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.


Руна Магическое число

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун – собственно самого ФУТАРКА, – но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th – первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 – одно из самых сильных магических чисел, – но трудно поддающиеся толкованию.

Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel – и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".

Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей – дружинника Барда, который пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.

В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. "Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз. Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия).

В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".
Тут https://nn.ressyshop.ru/ ведущий Российский производитель конвекторов в Нижнем Новгороде

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного". В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем – особенно в определенные дни, – чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)

Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим – и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта – "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".

Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов – heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля". Как бы там ни было, одно остается несомненным – эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре". Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает". Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства) – этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.

Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые. Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны". Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Вот как это выглядело.

Около начала XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны – их было семь, – обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун – по числу годов в метоновом цикле.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить – руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

Язык викингов – уникальное явление. Об этом свидетельствуют его отличительные особенности, самой главной из которых считается доступность широкому кругу пользователей. Стоит также отметить необычность и простоту символов, порядок их написания, особенности чтения, а также широкие возможности в выборе материалов для их вырезания и начертания. Благодаря руническим записям, относящимся к эпохе викингов, современным ученым удалось многое узнать о жизни древних скандинавов, об их миграции, а также о происхождении и значении их имен.

Под понятием «датский язык» на протяжении всей эпохи викингов и в течение нескольких веков после ее окончания объединялись все скандинавские языки. Согласно одной из версий, это определение появилось за рубежом, а позже было принято и жителями полуострова. Данный факт свидетельствует о том, что древние скандинавские языки мало отличались между собой, но не имели сходства с другими европейскими языками.

До наших дней практически не дошло сведений о том, как звучал датский язык. Скудные сведения историки берут из слов, позаимствованных другими народами. Также в изучении языка викингов им помогают скальдическая поэзия и надписи на старинных монетах. Благодаря этим артефактам ученым удалось определить, что речь древних жителей из различных мест Скандинавии не являлась полностью идентичной. Так, на западноскандинавском языке говорили поселенцы территорий, на которых находятся современные Норвегия и Исландия, а на восточноскандинавском – древние обитатели Швеции и Дании. Древнеисландский язык менее остальных изменился к сегодняшнему дню, поэтому ученые черпают знания именно в современной речи исландцев.

О происхождении рунической письменности

Несмотря на отличия в языках, любой скандинав и сейчас самостоятельно, без словаря и переводчика, может понять большинство слов из рунических надписей. Изначально данная письменность возникла у германских народов спустя несколько веков после Рождества Христова. Она включала 24 знака, составленных из вертикальных и косых линий. Именно их было удобнее всего вырезать на поверхности из дерева. Поскольку горизонтальные линии выглядели смазано из-за того, что они как бы терялись в волокнах древесины, то их не использовали.

С началом эпохи викингов количество рун уменьшилось до 16 знаков. Параллельно изменилось и написание некоторых из них. Руны были упрощены с целью удобства их нанесения на различные поверхности. При этом чтение знаков усложнилось, так как многие из них приобрели дополнительные значения. Кроме того, одна руна может обозначать несколько звуков. Так, руну «к» можно прочитать в четырех вариантах: «к», «г», «нг» и «пк». Одновременно с этим была создано множество знаков, разделяющих слова и фразы.

О причинах появления 16-значного рунического алфавита доподлинно неизвестно. Согласно одному предположению, эти изменения произошли не в силу естественных причин, а из-за «повеления сверху». Данную версию подтверждает тот факт, что в те времена центральная власть произвела множество глобальных изменений в обществе.

Новый алфавит получил название «fupark» – именно эти 6 знаков находились в его начале. Он существовал в 2-х видах: датском и шведско-норвежском. Первый вариант включал обычные руны, а второй – «короткосучковые», отличающиеся меньшим количеством ответвлений и их незначительной длиной. Оба вида рун нашли свое применение. Так, с помощью обычных чаще вырезались торжественные и памятные надписи, а более простые «короткосучковые» широко использовались торговцами и простыми людьми.

Рунические знаки писались не слева направо, а сверху вниз. Они не подходили для написания писем на пергаменте. Для этого использовался латинский алфавит, известный в то время в основном церковнослужителям.

Применение рунических надписей и артефакты

Чтением новых знаков владело большинство представителей знати. Ведь рунические надписи наносились на памятные камни с той целью, чтобы их читали. Скандинавы вырезали руны на бортах кораблей, конской сбруе, гребнях, на изделиях из кожи и кости и пр. В одних случаях это было имя хозяина вещи, в других – мудрое изречение, в третьих – магические письмена. К самым ценным находкам можно отнести надпись на фрагменте человеческого черепа, который был найден на месте торгового центра Рибе. Артефакт датируется VIII веком. На нем четко просматривается имя Одина – верховного языческого божества, которому поклонялись викинги. А кто-то, используя древнескандинавский язык рун, удовлетворился тем, что просто вырезал на обычном гребне слово, обозначающее название этого предмета. Попадались археологам и «любовные записки». К примеру, найден обломок кости животного с надписью «поцелуй меня». Но встречались и серьезные письма, которые вырезались на деревянных дощечках. Так, сообщение с просьбой что-то сделать (что именно – не удалось прочитать) относится к IX веку и адресовано мужчине по имени Оддульв.

Вытеснение рунических знаков латинскими буквами

После христианизации Скандинавии, которая пришлась на последний век первого тысячелетия, на этих землях стал вводиться латинский алфавит. Это подтверждено надписями на монетах, относящимися к X столетию, а также письмом одной высокопоставленной особы, которое датируется XI столетием. Но для лаконичных повседневных записок руны считались более удобными, и их продолжали применять до позднего Средневековья. Ведь начертать послание гораздо проще с помощью ножа и кости, оставшейся от обеда, чем с помощью чернильницы и пергамента, которые в те времена были доступны далеко не всем.

Имена скандинавов

Надписи на рунических камнях содержат много сведений, в том числе и о распространенных в Скандинавии именах. Многие имена использовались по всей ее территории (например, Ульф и Торстейн), но были и такие, которые встречались лишь конкретных регионах. Так, к западноскандинавским относятся Оддкетиль и Эйульф, а из восточноскандинавских распространенными являются Токе, Манне и Асвед. Благодаря «региональным» именам историки имеют возможность определить происхождение представителей той или иной колонии. К примеру, по географическим названиям в Нормандии можно прийти к выводу, что основную часть скандинавских переселенцев составляли датчане. Так, название города Окевиль происходит от датского имени Оге.

Времена викингов примечательны тем, что именно в эту эпоху появилось немало имен, включающих имя языческого божества Тора (Торкиль, Торстейн, Токе и пр.). Многие из них не перестали использоваться и после христианизации Скандинавии. Не забывали викинги и о «братьях меньших», давая людям имена, включающие названия животных (Гунульф, Стигбьерн) и даже присваивая им полные названия того или иного вида живности (Урм – змея, Бьерн – медведь).

Традицией некоторых знатных родов было нарекать своих отпрысков лишь определенным минимумом имен. К примеру, норвежские короли чаще всего давали своим потомкам имена Улав и Харольд. Некоторым скандинавам присваивали дополнительные имена. С их помощью подчеркивалась принадлежность к определенному роду либо к региону. Так, мигранта из Дании, который осел в Норвегии, могли называть Ульф-Датчанин. Кроме того, в имена закладывались основные характеристики человека, его профессия, статус и пр. Например, имя «Горм Клана» обозначало «Горм растяпа». До наших дней дошло много прозвищ известных личностей эпохи викингов: Ивар Бескостный, Харальд Прекрасноволосый, Рагнар Кожаные Штаны и пр.

Большое количество имен собственных, появившихся еще в эпоху викингов, существуют и в наши дни. Из обихода скандинавов (и не только их) до сих пор не вышли такие древние мужские имена, как Ульф, Ивар, Аслак, Кнуд, Эрик и множество других. Из женских имен, относящихся к эпохе викингов, следует выделить такие: Ингрид, Сигрид, Тора, Осе, Туве и т.д. После введения христианства эти имена несколько «разбавились» библейскими именами. Многие из дошедших до наших дней имен прекрасно «уживаются» между собой и сейчас, несмотря на то, что их корни восходят к различным религиям.

В мире сегодня новая мода – гадание на рунах. То есть само-то гадание древнее, а вот возродилось это увлечение с новой силой недавно. В солидных фирмах “на удачу” ими разрисовывают стены и окна, желающие привлечь к себе фортуну наносят на тело татуировки с рисунком этих волшебных знаков, а в магических салонах сначала предлагают погадать не на картах, как всегда, а “побросать косточки”. На всех языках мира слово руна означает “тайна”. Какие же секреты кроются за странными иероглифами?

Язык древней цивилизации

Откуда и когда пришли к нам руны, ученые до сих пор спорят; даты называют разные – от V века до нашей эры до VIII века нашей. А известный оккультист Фридрих Мэрби вообще утверждал, что руны – это язык доисторической цивилизации сверхлюдей, погибшей в Атлантическом океане около 12000 лет назад. С чем согласны все: эти странные иероглифы были самыми древними и едиными для всех языческих племен на огромном пространстве Северной Европы письменами, более того – еще и средством гадания.

Пушкин писал любовные записки магическими знаками

Гадание по рунам считается одним из древнейших. Оно не предсказывает события, а указывает направление, по которому надо идти, чтобы достичь цели. То есть оно дает инструмент изменения хода событий . Не зря рунами серьезно интересовались исторические личности.

Владел руническим письмом и Пушкин. В одной его лицейской тетради есть “иероглифы”, которые в переводе с рун звучат так: “Юля Озеркова. Смотрел рисунок руницы. Юля. Моли же, моли”.

Рунической письменностью пользовались Гоголь, Державин, Жуковский. А в рисунках Василия Васнецова зашифрованы целые рунические послания.

Гитлера погубила свастика

Первой из европейских стран, начавших возрождать в XIX веке руническое знание, была Германия. Одно за другим возникали тайные общества, в которых занимались магией рун. Членами одного из них – “Братства Туле” – были Адольф Гитлер, Генрих Гиммлер, Рудольф Гесс, Герман Геринг.

В структуре элитных войск СС, которая была первоначально создана как магический орден, вплоть до 1940 года на было ни одного офицера, который не прошел бы спецкурс по рунической магии. Поэтому в символике нацистов так много рун. Например, Соулу (руна звездного часа), использовалась в качестве эмблемы СС для обозначения владычества. Йо (руна воина), - как эмблема гитлерюгенда для обозначения мужества. Хагалаз (руна разрушения), символизировала “спасение” чистоты нации. Но главный символ нацистов – свастика, на их беду и на наше счастье их подвел. Они получили этот знак, скрестив руны, что превратило его в символ смерти, хаоса и разрушения. Руны нельзя соединять, у каждой из них своя жизнь. А тот, кто хочет удвоить эффект, может поплатиться.

Даже кактус зацветет, если его заколдуют

Интересовались магией рун и ученые. Группа скандинавских исследователей проделала такой эксперимент: высеяли обыкновенный овес в три вида горшков. В одном на дне лежала руна застоя Иса, которая должна замедлять развитие, в другом – руна Беркана, руна роста. А третий был контрольным с обычной землей. Результат был впечатляющим: сперва появились побеги в горшках со второй руной, потом – в контрольных и только после – в горшках с рунами застоя. Правда, ясности в научное обоснование силы рун это не внесло .

Узор из девяти палочек

Знание рун было получено богом Одином, главным божеством древних скандинавов. Ради постижения языка рун Один принес себя в жертву, пронзив себя священным копьем. Девять дней и ночей он провел приколотый этим копьем к ясеню – Древу Мира. И Великое Божество бросило сверху на землю девять палочек. Они образовали узор, в котором Один увидел 24 рунных символа.

Как их изготовить

Руны можно купить, а можно сделать самому из кожи, глины, дерева или из картона. Также можно нарисовать руны на обыкновенной гальке с моря,– все они должны быть одного размера.

Как их освятить

Вы кладете каждую руну на ладонь левой руки (или просто перед собой), сосредотачиваетесь на ее названии и сгибаете пальцы правой руки в трубочку, через которую выдыхаете воздух на руну (либо просто выдыхаете на руну без участия руки). Таким образом Вы вкладываете в нее зрение. Это действие повторяется трижды для всех 24 рун. Обращайтесь с ними бережно, всегда храните в мешочке и никому другому не давайте ими пользоваться и даже прикасаться к ним. Если, тем не менее, кто-то к ним прикоснулся,– проведите ритуал освящения повторно.

Как гадать

Достаньте все руны из мешочка и подержите их в ладонях, согревая. В это время сосредоточьтесь и задайте конкретный вопрос. Затем легким движением раскиньте руны перед собой и, закрыв глаза, вытяните последовательно три руны и разложите их друг за другом слева направо. Первая руна описывает суть сложившейся ситуации. Вторая указывает направление, в котором Вам надо действовать для разрешения проблемы. Третья покажет возможный результат этих действий. Вытягивать только одну руну полезно в моменты кризисных ситуаций или когда Вы беспокоитесь о ком-то, кого сейчас нет рядом с Вами. Вытянув одну руну, Вы увидите, что происходит с этим человеком.

Магический Круг


Для тех, у кого нет времени делать руны или искать их в магазинах, предлагаем самый простой вариант – руны, расположенные в круге. Скачайте и распечатайте файл; вырежьте Магический Круг. Закрыв глаза, повращайте его три раза, задайте вопрос вслух и наугад ткните в круг пальцем – какая из рун окажется ближе, та руна Вам и ответит.

Рассмотрите проблему с материальной стороны, разберитесь, что брать, а что – нет. Руна дает защиту от потерь, охраняет ценности и достижения. В вопросах любви советует возобновить старые любовные связи.

Что-то завершается в Вашей жизни, и неминуемо начинается что-то новое, позитивное. Приход этой руны исцеляет и восстанавливает здоровье. Она дает власть, могущество и возможность совершить задуманное.

Ситуация, в которую Вы попали, требует тщательного обдумывания. Спешка вредна. Вам надо проявить сообразительность.

Ожидайте скорой удачи, подарка, озарения. Но постарайтесь всем этим правильно распорядиться, иначе эти дары отнимут.

Вы будете находиться под защитой во время пути. А если спрашивали о будущем, Вам предстоит дальняя дорога. Грядут перемены в семье.

Руна полезна в раскрытии и проявлении творческого потенциала человека. Управляет волей к победе, содействует воплощению задуманного.

В делах успех будет связан с совместной партнерской деятельностью. Ищите союзников. В личной жизни Вас ожидают искренние и плодотворные отношения.

Символизирует совершенство, счастье, благополучие. Призывает расслабиться и успокоиться, не суетиться. Все идет в правильном направлении.

Символизирует опасную силу. Обещает не очень хорошие перемены в жизни, события находятся вне Вашего контроля, и сила, ведущая их, весьма могущественна.

Неудачи бывают у всех и иногда случаются не по Вашей вине. Скорее всего, сейчас для Вас наступило время-урок, чтобы Вы научились не отчаиваться и не опускать руки,– тогда руна будет действовать непродолжительно.

Вы должны “заморозить” ту ситуацию, о которой спрашивали. Не сопротивляйтесь обстоятельствам. Дайте созреть желанному и получите его в срок. Остановка Вам дана для восполнения сил и энергии.

Что посеяли, то и пожнете. Вознаграждение соответствует длительности усилий. Но перед Вами завершающая задача: убрать урожай. Не проглядите время сбора урожая.

Появление знака свидетельствует о неприятных задержках в той ситуации, о которой задавался вопрос. Проявите терпение. Затруднения, которые Вы испытываете, могут иметь благоприятные последствия.

В деле, которым Вы занимаетесь, могут появиться “подводные камни”. Возможны переживания и разочарования в близких людях. Надо изменить образ жизни.

НОВЫЙ РУННЫЙ ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ИНТЕРЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Т.И. ГОРБУНОВА

Боги облагодетельствовали бы человека, даровав ему общий язык.
Платон (4 – 5 вв. до н.э.)

Данная статья предназначена для широкого круга читателей. Она была опубликована в журнале «Русский язык в Азербайджане» N4 за 2014.

Начало двадцать первого века характеризуется высоким интересом к языку как явлению. Он становится объектом изучения не только лингвистов и филологов, но и других специалистов гуманитарного и естественнонаучного профилей. Возможно, это обусловлено актуальностью проблемы международной и межъязыковой коммуникации, вопросов понимания сути человеческого общения и необходимостью обеспечения на этой основе безопасного развития современной цивилизации.

Так, еще в 1918 году И.А. Бодуэн де Куртене писал: «Стремление к распространению и развитию идеи международного языка является благодетельной реакцией против овладевшего всеми человеконенавистничества» .

Тема языка и его фундаментального значения в формировании базовых составляющих человечества присутствует уже в древнейших литературных источниках. Древние мыслители и мистики представляли Вселенную, Мир, само бытие как некий сакральный, герметический, Божественный Язык, на котором беспрестанно пишется жизнь. Во многих религиях язык отождествлялся с мирозданием, а его зарождение – с космогоническим актом и с сотворением первочеловека.

И в настоящее время мыслители и философы раскрывают язык как основу для понимания глубинной сути народа. При этом труды по сопоставительной фонетике, грамматике представляют интересные факты взаимопроникновения и взаимовлияния языковых систем. Близость языков рассматривается с точки зрения схожести культуры и духовных ценностей народов.

Однако следует отметить, что существование и значение явления «язык» и его участие в развитии современного мира не ограничивается только той или иной лингвистической формой своего осуществления. В процессе межличностной или международной коммуникации открываются различные языковые и философские аспекты языка. При этом могут вставать вопросы не просто и не только «семантического понимания» текста коммуникации, но возможности языка обеспечить в процессе коммуникации «распредмечивающее», когнитивное понимание языковой или предметной ситуации. То есть возможность «понимать друг друга» не всегда определяется только возможностью «понимать язык». Таким образом, умение «говорить на одном языке» – сложное социо-культурное явление, включающее как набор субъективных значащих переживаний самого человека, так и адресующее к обобщённым культурным кодам конкретного этноса или человечества в целом.

Значит, развитие явления «язык» как собственно лингвистической системы, так и его «многомерного проявления» напрямую может быть связано с развитием самого человека, изменением его состояния, переходом на другой уровень восприятия явлений и осознанного использования новых возможностей.

«Образ субъективно-реальностной ситуации есть во множестве случаев образ некоторого набора значащих переживаний, т. е. характеристик состояния человека, обращающего свою субъективность на нечто происходящее» (Богин Г. И.).

Выход на новый уровень развития человека определяется состоянием его сознания, изменения в котором будут естественным образом проявляться в языке и возможностях коммуникации, – что во многом определяет язык как инструмент познания мира, социума и самого человека.

Однако на современном этапе развития цивилизации актуален не только вопрос о средствах и способах коммуникации представителей разных наций и национальностей, но и проблема глубины и адекватности понимания семантически оформленных единств людей, общающихся на одном языке. И поскольку на данном этапе развития человечества ни один из существующих естественных языков не смог стать для людей средством достижения социальной гармонии и политической стабильности, закономерно обращение к опыту создания новых языков, которые, по мнению их авторов, основаны на принципах высшей гармонии и осуществляют принципы единения и единства человечества.

Науке известны многие попытки создания единого языка, варианты международного языка. Это лингвистические или знаковые системы, предназначенные для использования в некоторых областях человеческой деятельности. Важность поднимаемых учеными задач, которые должны быть решены этими проектами, а также количество этих языков обусловили возникновение отдельного научного направления – интерлингвистики.

Словарь лингвистических терминов дает следующее определение: интерлингвистика – «раздел языкознания, изучающий разнообразные вопросы, связанные с созданием и функционированием различных вспомогательных языков – от международных языков типа эсперанто, интерлингва и т.п. до математических языков-посредников, информационно-логических языков и вспомогательных кодов для машинного перевода, информационных машин и т.п. На этой стадии интерлингвистика превращается в абстрактную теорию языка, построенную на логико-математической основе и имеющую своим предметом реляционный каркас языка» .

Под «реляционным каркасом» языка здесь подразумевается «система (сеть, переплетение) абстрактных отношений, к которым якобы может быть сведена реальная система данного языка» .

Существуют и другие определения этого научного направления . Мы предлагаем для простоты обозначить интерлингвистику как науку, изучающую межъязыковое общение и международные языки (естественные и искусственные) как средство такого общения . Однако вне зависимости от широты сформулированного определения, интерлингвистические исследования, в той или иной мере, соприкасаются с целым рядом наук, таких как лингвистика, общее языкознание, структурное языкознание, этнолингвистика, психология, психолингвистика, нейрология, семиотика, философия, культурология, социология и др.

Нас как специалистов в первую очередь могут привлекать те новые системы, которые несут характерные признаки языка. Примером такой лингвистической системы может служить самый известный искусственный язык – эсперанто . Вопросами теории и практики этого языка занимается отдельная научная дисциплина – эсперантология. В отличие от других языков, на эсперанто существуют образцы художественной и научной литературы оригинального и переводного характера, в то время как другие искусственные языки остаются только фактами лингвопроектирования.

Однако, как показывает история, эсперанто, как и многие другие языки, не смог обеспечить решение задач, возникающих в новом времени, стать средством преображения человека и действительности. Сегодня мы приходим к мысли о том, что, возможно, новым средством человеческой коммуникации должен быть не просто один язык, понятный для всех. Этого уже мало. Мало содействовать коммуникации людей, представителей разных языковых культур и традиций. Рассмотрение Мироздания как единой системы, в которую вписан человек, представляющий его «сознающую» часть, открывает тему необходимости коммуникации между Человеком как родовым понятием и окружающей его Реальностью, включающую естественным образов и Природу (Дж. Чу, Д. Боум, Э. Янч, М. Хайдеггер, Г. Хакен, И. Пригожин, В. Налимов и др).

Обеспечить такую коммуникацию может особый, сакральный язык, а результатом такой коммуникации становится преображение самого человека, а также изменение окружающей его действительности. Такой язык должен проявить свой сакральный характер на всех уровнях системы, воздействует на сознание человека и человечества, трансформируя и совершенствуя восприятие мира и понимание стоящих перед ним задач. С помощью такого языка человек получает возможность выйти из «старого мира», проявить божественный характер своей природы. Актуальность такого подхода подтверждается и современными исследователями, которые развивают концепции глобального эволюционизма, синергетики и др.

С этой точки зрения, созданный в конце прошлого века – начале нынешнего Новый Рунный Язык может вызывать у лингвистов особый интерес по целому ряду причин.

Во-первых, в его основу положена не какая-то модель языка, заимствованная у существующего естественного, а разработанная автором лингвистическая система, которая опирается на стройную систему философских представлений о мироздании, социуме, человечестве и задачах их коэволюционного развития. То есть представленная лингвистическая система на всех уровнях грамматики проявляет суть описываемых явлений и пути их развития.

Во-вторых, язык представлен не только теоретическими работами описательного характера, реализован практический аспект языка. Есть литература на данном языке, а также учебники и самоучители. Существуют группы изучающих этот язык не только в России, но и в странах Европы, Азии, США.

В-третьих, известны факты социального и научного признания этого явления. Так, Рунный Язык и Рунный Алфавит удостоены золотой медали Института Совета Европы по содействию развития предпринимательства (апрель 2001г.), золотой медали 50-ой Всемирной выставки инноваций, исследований и новых технологий «Эврика 2001 (Брюссель, ноябрь 2001г.), а графическое изображение Новых Рун защищено патентным правом.

Личность автора и его творчество заслуживает отдельного представления. Василий Павлович Гоч – доктор биологических и технических наук, профессор, почетный профессор Международного Венского университета, почетный доктор Международного университета франкоговорящих (Брюссель – Женева), действительный член Украинской академии наук (УАН) и шести Международных академий, а также почетный профессор Азербайджанского Международного университета (г. Баку).

Он является автором 475 научных трудов, в том числе 40 патентов на изобретения в области медицины, биологии и психологии. Его научные труды посвящены Теории Причинности, физике и хронологии времени, философии, эниобиологии, математике и филологии, изданных на девяти языках.

Если принимать тот факт, что создание Рунного Языка стало естественным этапом в развитии научных и философских воззрений исследователя, то изучение языка, истории его создания, анализ разработанной лингвистической системы и возможность его изучения представляет несомненный научный интерес.

Первым шагом по созданию языка стало обращение к классическим рунам, которые, по мнению автора, являются «символами основ Мироздания» (В.П. Гоч). Так, изучение рун и осуществляемого ими воздействия на различные среды положило начало исследованиям влияния графических знаков различного рода на пространство и процессы. По утверждению академика В.П. Гоча, руны являются пиктографическими резонаторами. Знаки рун работают, как своеобразная антенна, улавливающая электромагнитные волны определенной длины.

В процессе исследовательской работы выяснилось, что знаки прежних Рун гармонично работали в «старом времени» (до 1992 года). Однако работы специалистов самых разных научных направлений позволяют утверждать, что Время изменило направление своего движения, то есть, наступило Новое Время. И вместе с изменением Времени и направлением его движения изменился и характер производимой работы старых рун, созданный и настроенных на движение прежнего Времени, в силу чего характер работы прежних рун изменился. В Новом Времени они потеряли свою силу. Чтобы эти знаки работали на современного человека в условиях изменившегося Времени, их следовало преобразить .

Таким образом, Новые Руны, автором которых выступил наш современник профессор В.П. Гоч, представляют собой живое развитие рун старшего Футарка . Ученый определил новую форму знаков, их название и ключевые слова каждой руны, которые определяют характер их воздействия на человека и окружающую среду. Приведем пример того, как изменился знак.

Была известна старая руна Гебо – руна единства. В её описании говорится, что она Единством и борьбой противоположностей проявляет свободу и партнерство. Это Одна из самых сложных старых рун.

В новом руническом строе есть руна Хебо. Изменилась форма руны. Руна установления единства со своим духом, а через него можно установить творческую связь с Богом. Однако Небо опирается на чистые побуждения и совершенство состоятельности.

Если сравнивать форму старых и новых рун, то можно увидеть, что новые руны имеют больше осей симметрии. Это можно увидеть, сравнивая форму прежней руны ЙЕР с новой руной АЙЯ.

В научной литературе приводятся описание практических результатов действия Новых Рун на различные среды. «Разные комбинации разработанных мною рун по-разному влияют на различные формы окружающего мира. Это своего рода пиктографические резонаторы, которые поляризуют вакуум, воздействуют на структуру пространства, его полевые характеристики, упорядочивают имеющийся хаос» .

Было установлено, что Новым Рунам свойственно оказывать гармонизирующее воздействие на живые системы, в том числе человека. По мнению В. П. Гоча, нейроны при возбуждении (а мозг – это жидкокристаллическая система) образуют определенные простые геометрические формы. Оказывая влияние на нейронную систему мозга, организуя новые образы, руны вводят внутренний мир человека в резонанс с собой. Это способствует настройке отдельного больного органа, их системы, всего организма как единого целого, активизируются жизненные силы и раскрываются заложенные качества и творческие возможности человека.

Геометрия формы знаков влияет не только на органы и ткани живых существ, находящихся рядом, но и на организацию процессов живых систем. Например, исследования, проведенные на кафедре нормальной физиологии Харьковского государственного медицинского университета, показали, что нанесение Новых Рун на экран монитора препятствует возникновению нарушений зрения, предотвращает развитие общих нарушений в организме. И это еще далеко не все.

На основе Новых Рун были созданы специальные устройства – рунные гармонизаторы и преобразователи, которые удостоены золотой и серебряной медалей на Всемирных выставках инноваций, исследований и новых технологий «Эврика» в Брюсселе. Подтверждено благоприятное влияние рунных гармонизаторов на кровь, воду, вино, восстановление биополя человека, что дает возможность успешно применять их в биологии, сельском хозяйстве, экологии и в здравоохранении.

Проведены эксперименты по влиянию Новых Рун на качество сварных процессов и улучшение механических свойств металлов и сплавов в литейном производстве. Запись определенных рун в зеркале автомобиля снизила потребление горючего на 10 %, улучшила работу двигателя. Интересна работа рунных гармонизаторов с радиоактивными материалами, в результате которой было зафиксировано существенное изменение уровня радиоактивности источников, что подтверждено лабораторными исследованиями.

Согласитесь, что приведенные выше факты уже сами по себе способны вызвать научный интерес не только лингвистов.

Следующим этапом реализации возможностей новых рун стала разработка основ Нового Языка.

Важным шагом в этой работе (в этом направлении) стало создание Алфавита. Алфавит называется Эльорсибо – он содержит 32 знака, объединенных тремя группами (10, 12, 10 знаков), каждая группа рун и весь алфавит представляет собой силовую систему и работает сообразно включенным в систему рунам.

Мы представляем первую группу рун Эльорсибо, чтобы показать взаимодействие рун в системе.


Данное взаимодействие отображено в тексте, в котором раскрывается совокупное действие рун первой группы алфавита.

«Божественный дар обновления Святого Времени, как в зеркале, формирует дух познания, меняющий материю».

Таким образом, уже на начальных этапах разработки основ лингвистической системы ясно вырисовывалась «Цель Рунного Языка – объединить Слово, слова и мысли человека, и символы, восходящие к основам Бытия, в Единую духовную субстанцию на принципах Со-Творчества. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Матф. 4:4)» .

Интересен порядок формирования лексической системы языка. Изначально лексические группы формировались по принципу Древа.

Так, каждая руна имеет основной смысл, и она становится начальной точкой образования группы слов. Эта руна становится «стволом дерева». Сочетание главной руны группы со второй руной образуется ветвь. Сочетание первых двух рун с третьей дает более мелкие ветки. Вся эта совокупность линий создает крону. Каждое древо имеем название по сути центральной группы слов. Например, слова Божественного Дерева.

(Уже по этой небольшой группе слов вы можете заметить, что некоторые слова пишутся большими рунами. Это способ выделения на письме имен собственных).

Такая организация лексики раскрывает внутреннюю связь слов, которые в естественных языках скрыта. И сейчас в Рунном Языке присутствует эта систематизация лексики, образуя Сад Слов (авторское название). Уже потом были созданы двуязычные словари.

Основные положения, принципы языка были изложены автором в 2000, 2001 годах . В 2002 году была издана монография «Грамматика Рунного Языка» , у которой были изложены дополненные материалы, а также даны основы фонетики и морфологии. Одновременно с монографией издаются словари: русско-Рунный и Рунно-русский . При этом ориентиром по объему включенной в него лексики был толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

В рамках одной статьи трудно дать полное описание системы языка, поэтому мы хотим рассказать о главных особенностях Нового Языка, что может быть интересным не только для лингвистов.

Изначально наиболее проработанной и теоретически описанной была морфология Рунного Языка. В языке проявлены все грамматические классы, характерные для русского языка, например, глаголы, наречия, местоимения, предлоги . Но в некоторых случаях они получают свое название. Например, имена существительные – имена существования , имена прилагательные – имена проявления, имена числительные – имена исчисления .

Но имена существования занимают в этой системе особое место, представляя собой начало всей лексики. Именно от имен существования образовано большинство слов разных грамматических классов.

Еще одна особенность. В Рунном Языке нет категории род, но выделяются типы слов – имен существительных (в русской терминологии). Все эти слова подразделяются на две большие группы.

Группа слов, которые имеют будущее.

И слова, называющие явления, которые незакономерны и в будущем будут уходить из языка и бытия человека .

То есть можно сказать, что грамматическая система языка не может быть описана с использованием только лингвистических терминов, здесь задействуются и философские критерии, без чего невозможно понять принципы классификации грамматических классов, как в данном случае.

В большинстве случаев имена двух типов отличаются по форме и по-разному образуют форму множественного числа, при помощи разных артиклей.

В свою очередь, слова первого типа (которые имеют будущее) подразделяются на группы –

Словом, в отличие от мужского, женского и среднего рода в русском языке в Рунном Языке выделяется четыре группы имен существительных.

Для передачи падежных отношений (по русской терминологии) в основном используется система предлогов, так как окончания имен существительных не изменяется в зависимости от функции в предложении.


Таким образом, грамматический тип слова указывает на его суть, при этом определяет в некоторых случаях форму служебных слов, а также качества сочетаемости и синтаксические особенности фраз, в которых используются эти слова.

При описании грамматическая система вырисовывается логически точно, но с точки зрения прагматики могут возникать локальные методические ситуации, требующие нестандартного подхода. Мы сталкиваемся с очень интересными задачами, как с лингвистической, так и с методической точки зрения. Ведь при создании программы обучения эти все особенности должны быть выстроены в некоторую четкую картину, чтобы хотя бы на начальном этапе избежать явных противоречий. Так можно достигать легкости введения некоторых локальных грамматических тем и формировать базовые речевые навыки и умения.

Важное место в учебном процессе занимает создание учебных текстов, которые помогают ощутить ритмику и звучание рунной речи.

Первым текстом на новом языке стала молитва «Отче наш». Можно привести первые строчки текста, чтобы понять звучание фраз.

Как вы можете заметить по этому тексту, в лексике, морфологии и синтаксисе можно выделить черты, сходные с русским языком, что подтверждает и сам автор языка. Однако в период становления языка мы отметили тенденцию корректировки грамматических правил и изменения лексику, при этом Рунный Язык отходит от модели русского языка и обретает собственные черты . Вероятно, этот процесс может продолжаться, но принципы организации языка остаются постоянными.

Сегодня все большее количество людей (дилетантов и специалистов) соприкасаются с рунами, знакомятся с Рунным Языком. При этом надо отметить большие успехи групп слушателей и отдельных людей в изучении языка, что может выражаться в знании нюансов грамматической системы, запоминании большого количества лексических единиц или умении чтения и перевода рунных текстов, в появлении некоторых начальных навыков общения на этом языке.

Нашим читателям может быть интересно, что Баку стал местом, где начала формироваться методика изучения Рунного Языка

Здесь проходила большая работа по уточнению вопросов грамматики и лексики Нового Языка. Именно здесь была создана и апробирована первая программа практического курса Рунного Языка, а затем создан первый учебник «Практический курс Рунного Языка» (2001 – 2002). Автор данной статьи имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве программы преподавания Рунного Языка русскоязычным слушателям и интенсивного курса Рунного Языка, осуществленные в ряде учебников и пособий .

Эти материалы используются на Украине, в России, Казахстане, Эстонии, Германии и в других странах. Используемые в различных социальных группах, они подтвердили свою эффективность для введения начального представления о системе языка и особенностях его практического использования.

Литература:

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов, с. 179. – М.: КомКнига, 2007.
  2. Бланке Д. Проекты плановых языков и плановый язык.// Проблемы международного вспомогательного языка. – М.: Наука, 1991.
  3. Горбунова Т.И., Хворостов С.В. Рунный Язык и познание мира.// Сборник статей. – Баку, 2005.
  4. Горбунова Т. И. Частная методика обучения Новому Рунному Языку русскоязычных слушателей. – Авт. свид. Украины № 11116 от 23. 09. 2004.
  5. Гоч В.П., Горбунова Т.И. – Рунный Язык на Рунном Языке. Интенсивный курс в двух ступенях. Авт. свид. Украины № 13727 от 21. 07. 2005.
  6. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка.// Материалы I Международного конгресса «Рунный язык и рунные технологии». – Турция, Анталья, 3-10 марта 2001г. – Ростов/Д., 2001.
  7. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов/Д.: Малыш, 2002.
  8. Гоч В.П. Новые Руны. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  9. Гоч В.П. Свойства и особенности Рунного Языка.// Материалы I Международного конгресса «Теория причинности в интегративной валеологии». Кипр, г. Пафос, 5-10 марта 2000 г. – Ростов/Д., 2000.
  10. Гоч В.П. Рунно-русский словарь. – Ростов/Д.: Малыш, 2002.
  11. Гоч В.П. Русско-рунный словарь. – Ростов/Д.: Малыш, 2002.
  12. Гоч В.П. Словарь Рунного Языка. – Ростов/Д.: Эльиньо, 2004.
  13. Исаев М.И. Столетие планового вспомогательного языка эсперанто.// Проблемы международного вспомогательного языка. – М.: Наука, 1991.
  14. Кузнецов С.Н. Основные этапы становления интерлингвистической теории.// Проблемы международного вспомогательного языка. – М.: Наука, 1991.
  15. Кузнецов C. Н. Направления современной интерлингвистики. – М.: Университет дружбы народов, 1984.

Для перевода с английского и русского или латвийского языков введите в поле формы любое слово или фразу и нажмите "Перевести/Найти".

Вы увидите перевод на руны и . Ниже отдельно показан перевод и названия рун слова или слов по отдельности (если вы ввели фразу). Если вы хотите получить перевод фразы, не разбивая ее на отдельные слова - введите слова, разделяя "-". Пробел, "+" и "," делят фразу на отдельные слова.

Для нахождения соответствия (день+месяц) и нумерологической сумме даты рождения (день+месяц+год) выберите соответствующие данные в нужных полях и нажмите "Транслировать". Результат - руны, соответсвующие дате, показаны под формой. Руны даты суммируются к рунам, соответствующим введенной фразе.

Пример с переводом слОва и даты: Если вы хотите узнать ведущие руны конкретного человека (или любого слова), необходимо ввести и имя (или любое слово) и дату, например:

Ведущая руна - та руна, которой больше всего в слове (или в слове + дата). Если кол-во рун одинаково (или их всех по одной), то ведущих рун несколько. Из них выбирается та, которая ближе по духу.

3-рунный рунескрипт - Формула из 3-х наиболее встречающихся рун в введенной фразе или слове. Если введена дата, то руны даты и слова суммируются.


Close