Хронологические рамки этого исторического события до сих пор вызывают споры. Официально началом войны считаются бои в Петрограде, ставшие началом , то есть октябрь 1917 г. Есть также версии, относящие начало войны к . или к маю 1918 г. По поводу окончания войны также нет единодушного мнения: одни ученые (и их большинство) считают концом войны взятие Владивостока, то есть октябрь 1922 г., но есть и те, кто утверждает, что война окончилась в ноябре 1920 или в 1923 г.

Причины войны

Самые очевидные причины начала боевых действий - острейшие политические, социальные и национально-этнические противоречия, которые не только сохранились, но и обострились после Февральской революции. Самыми насущными из них принято считать затянувшееся участие России в и нерешенный аграрный вопрос.

Многие исследователи усматривают прямую связь между приходом к власти большевиков и началом Гражданской войны, и считают, что это было одной из их главных задач. Национализация производственных средств, разорительный для России Брестский мир, обострение отношений с крестьянством из-за деятельности комбедов и продотрядов, а также разгон Учредительного собрания - все эти действия Советского правительства вкупе с его стремлением удержать власть и установить собственную диктатуру любой ценой не могли не вызвать недовольства населения.

Ход войны

Проходила в 3 этапа, отличавшихся составом участников боевых действий и интенсивностью боев. Октябрь 1917 - ноябрь 1918 гг. - становление вооруженных сил противников и образование главных фронтов. активно начало борьбу с большевистским режимом, однако вмешательство третьих сил, прежде всего Антанты и Четверного союза, не дало ни одной из сторон приобрести преимущества, которое бы решило исход войны.

Ноябрь 1918 - март 1920 гг. - этап, в который наступил коренной перелом войны. Боевые действия интервентов сократились, и их войска были выведены с территории России. В самом начале этапа успех был на стороне Белого движения, однако затем контроль над большей частью территории государства получила Красная армия.

Март 1920 - октябрь 1922 гг. - заключительный этап, в ходе которого боевые действия переместились в пограничные районы государства и, по сути, не представляли угрозы для большевистского правительства. После октября 1922 г. борьбу продолжила лишь Сибирская Добровольческая Дружина в Якутии, которой командовал А.Н. Петляев, а также казачий отряд под командованием Бологова под Никольск-Уссурийском.

Итоги войны

На всей территории России была установлена власть большевиков, а также в большей части национальных регионов. Более 15 миллионов человек были убиты или умерли из-за болезней и голода. Более 2.5 миллионов человек эмигрировали из страны. Государство и общество находились в состоянии экономического упадка, целые социальные группы были фактически уничтожены (в первую очередь это касалось офицерства, интеллигенции, казачества, духовенства и дворянства).

Причины поражения Белой армии

Сегодня многие историки открыто признают, что за годы войны из Красной армии дезертировало в несколько раз больше солдат, чем служило в армии Белой. При этом лидеры Белого движения (например, ) в своих воспоминаниях подчеркивали, что население занятых ими территорий не только поддерживало войска, снабжая их продовольствием, но и пополняло ряды Белой армии.

Тем не менее, пропагандистская работа у большевиков носила массовый и более агрессивный характер, что позволяло привлечь на их сторону более широкие слои населения. Кроме того, под их контролем оказались почти все производственные мощности, огромные людские ресурсы (ведь они контролировали большую часть территории), а также материальные средства, в то время как регионы, оказавшие поддержку Белому движению, были истощены, а их население (прежде всего, рабочие и крестьяне) выжидали, не выказывая явной поддержки ни одной из сторон.

Тема Гражданская война в России, которая имела место быть в 1917 — 1922 годах, оказала значительное влияние на всю дальнейшую историю нашей страны. Собственно шел своеобразный цивилизационный выбор. Вместе с этим, тема эта крайне сложная и неоднозначная. Все экзаменационные задания, которые проверяют ее, заваливаются выпускниками, и этому есть свои причины: незнание основных программных положений действующих сторон, не знание самих этих сторон, путаница в датах и событиях.

Прочитав эту статью, вы сможете серьезно расставить все по местам в голове. Ну, а таблица, приложенная в конце, так и вообще должна играть ключевую роль в подготовке к егэ по истории по этой теме.

Понятие «Гражданская война»

Гражданская война - это организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны. Как правило к признакам гражданской войны относят: два и более центра власти, наличие у этих центров средств для ведения вооруженной борьбы. Подчеркну, что эти центры борются именно за государственную власть.

На дату начала этого события в истории России нет единого мнения в исторической науке. Я расскажу основные из них и про аргументирую.

Первая точка зрения: гражданская война началась в России с февраля 1917 года, когда власть перешла в Временному правительству, против которого были как мирные, так и воорженные выступления (апрельский кризис, июньский, июльский, корниловский мятеж и пр.).

Вторая точка зрения: гражданская война началась с захватом власти большевиками в октябре 1917 года. Большевики провели первые революционные преобразования, в январе созвали Учредительное собрание, которое так и не созвало Временное правительство.

Погром винного магазина. Художник Иван Владимиров (1869 — 1947)

Кстати, в это собрание были приглашены все партии, включая умеренные. Ему было предложено признать нововведении, оформленных в Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Учредительного собрание отказалось это сделать, и было распущено, вернее разогнано. Именно факт разгона собрания в январе 1918 года многие исследователи связывают с началом этой войны.

Третья точка зрения: гражданская война в России началась в 1918 году, так именно в этом году белое движение консолидировалось и стало представлять реального соперника в борьбе за власть.

Собственно, в учебниках превалирует (то есть господствует) третья точка зрения. Итак основная датировка с 1917/1918 по 1922 гг.

Причины гражданской войны в России

  • Захват власти большевиками в октябре 1917 года. Захват власти был не мирным и не легальным (то есть незаконным), но как явствует из последующих событий легитимным (то есть поддерживаемый народом). Вследствие этого другие политические партии не могли теперь уже влиять на государственную политику и вообще после разгона Учредительного собрания оказались вне закона.
  • Разгон учредительного собрания дал повод белому движению консолидироваться на основе того, что только это собрание и может решить будущее России. Партия большевиков одна это делать не может.
  • Неспособность буржуазного Временного правительства (кадетов, октябристов) воспользоваться властью для решения насущных проблем государства: решения вопроса о земле, о мире и прочем. Напротив Временное правительство было за продолжение непопулярной войны со странами Тройственного союза. Всё это Временное правительство оттягивало до созвания Учредительного собрания, которое так и не созвало.

Кстати, такая неспособность буржуазии вполне понятна: она в царской России была зависима от государства (госзаказы и пр.).

Причины интервенции стран Антанты в Россиию: политика национализации, начатой большевиками и красногвардейской атаки на капитал, как ее части. Если не понятно о чем это я написал — задавайте вопросы в комментариях.

Поводом для начала гражданской войны в России традиционно считаются несколько событий:

  • Разгон Учредительного собрания.
  • Восстание чехословацкого корпуса. Этот корпус был сформирован из пленных чехов, которые пожелали воевать на стороне Антанты ещё при царизме. Надо понимать, что 3 марта 1918 года между большевистской Россией и Германией был заключен Брест-Литовский сепаратный мирный договор. Германия попросила большевиков, чтобы этот корпус был отправлен не через Архангельск (в таком случае он был оказал поддержку Антанте), а через Владивосток.

Можете подойти к карте России и посмотреть, где находится Архангельск, а где Владивосток..., думаю всё стало понятно, а если непонятно — задайте вопрос в комментариях:). Пока его переправляли во Владивосток возник повод: случайно каким-то венгром был убит чехословацкий солдат. В итоге в Челябинске возникло восстание против советской власти. Это привело к консолидации белого движения, так корпус пока являлся одной вооруженной силой на востоке страны.

Ход событий по этой теме раскрыт в созданной мной таблице, которая доступна в конце этой статьи. Таблицу хода событий крайне рекомендую смотреть вместе с картой по этой же теме!

Итоги Гражданской войны в России

Гражданская война завершилась установлением на основной территории России власти одной партии РКП (б) — партии коммунистической. Впервые за всю мировую историю реальная власть оказалась у партии, которая выражала интересы рабочих и отчасти крестьян.

Почему белое движение проиграло? Оно было неконсолидированным, не смогло привлечь на свою сторону крестьянство, оттягивало решение насущных вопросов (о земле, например) до созыва нового Учредительного собрания, выступало за возврат к шовинистической политике царизма. Поскольку это обширный вопрос, не представляется возможным его здесь разобрать. Более детально причины поражения белого движения раскрыты в таблице, которую представил ниже.

Революция 1917 г. стала переломным моментом, во многом предопределившим ход не только российской, но и мировой истории.

Внимание! В исторической литературе нет единого мнения о количестве революций в России 1917 г. Согласно господствующей концепции, в России произошли две революции – Февральская и Октябрьская. В последние годы получает распространение подход, согласно которому в 1917 г. произошла одна революция – Великая Российская революция 1917 г., в которой выделяют два этапа – февральские и октябрьские события.

Февральская революция 1917 г.

Причины Февральской революции:
политический кризис:
 - частая смена состава правительства («министерская чехарда») в связи с неспособностью министров организовать жизнь страны в условиях военного времени;
 - падение авторитета императора, в том числе в связи с нахождением в окружении императорской семьи Г. Е. Распутина (распутинщина) и с поражениями русской армии в Первой мировой войне в условиях, когда с августа 1915 г. Верховным главнокомандующим являлся сам император Николай II;
 - сохранение самодержавия, недопущение во власть представителей других сословий, кроме дворянского (военно-промышленные комитеты, созданные буржуазией для организации экономической жизни в условиях войны, не получили каких-либо реальных прав);
 - противостояние Государственной думы и правительства, император отказался создать ответственное перед Государственной думой правительство;
экономический кризис:
 - сокращение пахотных земель в связи с массовой мобилизацией в армию и сокращение объёмов производства в сельском хозяйстве;
 - сокращение промышленного производства, закрытие промышленных предприятий из-за невозможности доставить сырьё и топливо;
 - рост цен на товары (инфляция);
 - нерешённость земельного вопроса.
социальный кризис:
 - ухудшение материального положения трудящихся;
 - нерешённость рабочего вопроса;
 - введение карточной системы из-за неспособности властей обеспечить в необходимом количестве подвоз продовольствия в города;
 - усталость населения от войны;
 - нарастание противоречий между различными сословиями Российской империи.
Основные задачи революции:
 - свержение самодержавия;
 - выход России из войны и заключение демократического мира;
 - решение аграрного вопроса.
 В результате Февральской революции 2 марта 1917 г. Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата Михаила Александро- вича, который 3 марта заявил, что он не принимает престол и что вопрос о будущем монархии в России должен быть решён Учредительным собранием. В России созданы новые органы государственного управления и сложилось двоевластие : на роль общероссийской власти претендовали Временное правительство и Советы. Исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов формально признавал власть Временного правительства, но заявил, что распоряжения Временного правительства могут выполняться только после одобрения исполкомом Петросовета. Кроме того, весной-летом 1917 г. в различных регионах создаются местные правительства - Центральная Рада на Украине, Горское правительство на Северном Кавказе и др.
Основные мероприятия Временного правительства:
 - провозглашены политические права и свободы (слова, печати, союзов, собраний и стачек);
 - отменены все сословные, национальные и религиозные ограничения;
 - отменена смертная казнь;
 - упразднена цензура;
 - проведена полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам;
 - полиция заменена народной милицией с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления;
 - арестован Николай II и министры царского правительства;
 - создана Чрезвычайная комиссия для расследования противозаконных действий царского правительства;
 - заключено соглашение с Обществом фабрикантов о введении 8-часового рабочего дня;
 - провозглашён принцип неприкосновенности частной собственности.

Кризисы Временного правительства
 Временному правительству не удалось решить главные вопросы русской жизни 1917 г. Решение правительства о продолжении войны не соответствовало настроениям основной части населения. Декларации министров земледелия о необходимости справедливого решения земельного вопроса приходили в противоречие с провозглашением неприкосновенности частной собственности, что ставило массовые захваты весной 1917 г. крестьянами помещичьих земель вне закона. Решение вопроса о политическом устройстве государства затягивалось. Россия была провозглашена республикой только 1 сентября после военного мятежа под руководством Л. Г. Корнилова. Активная подготовка к выборам в Учредительное собрание началась только в августе. А сами выборы прошли в ноябре 1917 г. уже после свержения Временного правительства.
 Неспособность Временного правительства решать стоявшие перед страной острые проблемы с учётом господствующих в обществе настроений и вывести страну из кризиса стали причиной его падения.

Октябрьская революция

Подготовка большевиков к захвату власти. Курс на социалистическую революцию был провозглашён лидером большевиков В. И. Лениным в апреле 1917 г. после его возвращения из эмиграции в «Апрельских тезисах». Но не получил тогда поддержки, в том числе среди других руководителей большевистской партии, так как не соответствовал принятой среди российских социал-демократов марксистской теории, согласно которой социалистическая революция могла произойти только в стране с высокоразвитым капитализмом. В России же капиталистическая система отношений находилась ещё в стадии формирования и не утвердилась полностью.
 Выдвинутый В. И. Лениным лозунг «Вся власть Советам!» не по- лучил поддержки в самих Советах, представительных органах публичной власти, которые весной-летом 1917 г. возглавляли представители партии меньшевиков. После I Всероссийского съезда Советов в июне и разгона антиправительственных демонстраций в Петрогра-де 3–4 июля 1917 г. большевики на VI съезде РСДРП (б) берут курс на подготовку вооружённого восстания. Лозунг «Вся власть Советам!» был временно снят. В конце лета - начале осени большевики добиваются перевыборов Советов, и к осени они берут Советы под свой контроль в обеих столицах и в крупных промышленных центрах России.
 В. И. Ленин в статьях «Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Советы постороннего» и др. теоретически обосновал возможность захвата власти в России социалистической партией.
Организационная подготовка восстания была проведена в октябре 1917 г.: 10 и 16 октября ЦК РСДРП (б) принял резолюции о вооружённом восстании, 12 октября создан военно-революционный комитет (ВРК) для защиты Смольного (штаба большевиков) от контрреволюции, 16 октября создан Военно-революционный центр (ВРЦ), вошедший в состав ВРК, для подготовки захвата власти.
 24 октября 1917 г. петроградский гарнизон перешёл на сторону ВРК. Отряды Красной гвардии, солдаты и матросы захватывают ключевые пункты столицы - вокзалы, почту, телеграф и др.
 Вечером 25 октября начинает работу II Всероссийский съезд Советов, на котором представители РСДРП (б) имели большинство. В ночь с 25 на 26 октября министры Временного правительства были арестованы, после чего съездом было принято воззвание к «Рабочим, солдатам и крестьянам!» о переходе власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
 Съезд Советов принял первые декреты советской власти:
 - Декрет о мире, призывавший воюющие страны прекратить военные действия и начать переговоры о заключении демократического мира без аннексий и контрибуций;
 - Декрет о земле, объявлявший о национализации земли и передаче её крестьянам;
 - Декрет о власти, создававший первое советское правительство - Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным.
 Председателем Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) - органа, осуществлявшего законодательную власть между съездами, - избран Л. Б. Каменев.
 Большевики не отказались от проведения выборов в Учредительное собрание. Требование созыва Учредительного собрания содержалось в программах всех оппозиционных самодержавию политических партий. Идея учредительного собрания была популярна среди населения. Выборы прошли 12 и 19 ноября 1917 г. Большевики получили 24,5% (175 из 715) депутатских мест. Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. После отказа депутатов утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», т. е. признать, таким образом, власть над собой Советов, большевистская фракция покинула зал заседаний. Вечером 5 января собрание было разогнано революционно настроенными солдатами и матросами (матрос А. Г. Железняк объявил депутатам: «Караул устал!», - и попросил покинуть помещение). В ночь с 6 на 7 января принят Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания. Проработав 1 день, Учредительное собрание в России прекратило своё существование. Несогласные с решением советской власти депутаты создали летом 1918 г. в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), разогнанный в декабре 1918 г. Верховным правителем А. В. Колчаком.
Социальная политика большевиков в первые годы советской власти:
 - запрещение всех оппозиционных изданий (27 октября 1917 г.);
 - введение 8-часового рабочего дня (29 октября 1917 г.);
 - принятие «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.);
 - принятие Декрета о гражданском браке (18 декабря 1917 г.);
 - принятие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (3 января 1918 г.);
 - провозглашение свободы совести, отделения церкви от государства и школы от церкви (20 января 1918 г.);
 - принятие декретов, отменявших сословную систему, чины, титулы и награды, существовавшие в Российской империи;
 - принятие Кодекса законов о труде в декабре 1918 г.
Экономическая политика в первые годы советской власти.
 В экономической политике выделяются два этапа - красногвардейская атака на капитал (октябрь 1917 г. - весна 1918 г.) и политика военного коммунизма (середина 1918 г. - март 1921 г.).
 В период «Красногвардейской атаки на капитал »:
 - национализированы банки;
 - национализированы вся промышленность, транспорт и средства связи;
 - введена государственная монополия внешней торговли;
 - в ходе реализации Декрета о земле и «Основного закона о социализации земли» от 9 февраля 1918 г. конфискованы помещичьи, церковные и все частновладельческие земли, проведён уравнительный передел крестьянских наделов;
 - введена продовольственная диктатура 13 мая 1918 г.
Политика военного коммунизма была попыткой непосредственного введения коммунистических принципов производства, распределения и потребления, которая в условиях начавшейся гражданской войны сопровождалась проведением чрезвычайных мер.
Меры военного коммунизма:
 - ускоренная национализация промышленности;
 - отмена частной собственности,
 - централизованное управление экономикой;
 - запрет свободной торговли;
 - введение продразвёрстки;
 - запрет аренды земли;
 - запрет использования наёмного труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;
 - попытка введения прямого продуктообмена между городом и деревней;
 - введение уравнительной оплаты труда;
 - натурализация оплаты труда (пайковая система);
 - введение трудовой повинности;
 - милитаризация труда (принудительная мобилизация в трудовые армии);
 - отмена оплаты жилья, коммунальных, транспортных, почтовых услуг.
 Политика военного коммунизма вызвала недовольство населения страны и привела в 1920 г. - начале 1921 г. к острому социальному и политическому кризису и массовым выступлениям против власти большевиков. Наиболее крупные - восстание крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина), восстание рабочих в Астрахани, рабочие забастовки в Петрограде, восстание моряков в Кронштадте. Что заставило руководство большевистской партии в марте 1921 г. отказаться от военного коммунизма и перейти к Новой экономической политике.  Призыв, прозвучавший в Декрете о мире от 26 октября 1917 г. ко всем воюющим сторонам, прекратить военные действия и начать переговоры о заключении мира без аннексий и контрибуций не был поддержан странами Антанты. Советское правительство в конце ноября 1917 г. начинает сепаратные переговоры с Германией в БрестЛитовске. Среди руководителей большевиков не было единства по вопросу о войне. «Левые коммунисты» (Н. И. Бухарин) выступали за продолжение революционной войны. Л. Д. Троцкий выдвинул лозунг «Ни войны, ни мира», во многом надеясь на начало мировой социалистической революции, которая снимет саму проблему войны. В. И. Ленин в условиях фактического разложения старой царской армии и неспособности отрядов Красной гвардии противостоять регулярной армии Германии выступал за заключение мира любой ценой.
 Советская делегация на переговорах приняла тактику максимального затягивания переговоров. Но в феврале 1918 г. Германия предъявила ультиматум и начала наступление по всему фронту. Советское правительство вынуждено было 3 марта 1918 г. подписать мирный договор на тяжёлых для России условиях: потеря западных территорий, выплата контрибуции, потеря флота и т. д.

Гражданская война в России

Причины Гражданской войны:  - обострение социально-экономических и политических противоречий в стране в результате смены власти;
 - экономическая политика большевиков, прежде всего национализация и отмена частной собственности;
 - разгон Учредительного собрания и крах демократической альтернативы развития страны;
 - неприятие Брестского мира;
 - доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политической жизни силовым путём;
 - отсутствие демократического опыта нахождения политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными слоями.

Внимание! В исторической литературе существуют различные точки зрения на время начала Гражданской войны в России - февраль 1917 г. (свержение самодержавия), октябрь 1917 г. (захват власти большевиками), май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса в России), июль 1918 г. (восстание левых эсеров против большевиков).

Наиболее распространённая датировка Гражданской войны - 1918–1922 гг. В Гражданской войне выделяют два этапа - Большая война 1918–1920 гг., завершившаяся прекращением боевых действий в европейской части России после разгрома армии П. Н. Врангеля в Крыму, и Малая война 1920–1922 гг., в ходе которой антибольшевистские силы и иностранные интервенты были разбиты в Сибири и на Дальнем Востоке.
Основные противоборствующие силы:
 - большевики (Красная армия);
 - Белое движение, под которым подразумевается сочетание антибольшевистских сил разной политической направленности - монархисты, казачество, меньшевики, эсеры и др.;
 - «зелёные» (анархисты-атаманы Зелёный, Махно и др.);
 - национальные движения различных народов, выступавшие за отделение от России.
 Гражданская война в России сопровождалась иностранной интервенцией, в которой участвовали Германия, Великобритания, Франция, США и Япония.
Причины победы большевиков:
 - национализация земли и отмена сословных привилегий обеспечили поддержку советской власти со стороны значительной части населения;
 - централизация управления, мобилизация всех ресурсов для достижения победы - превращение большевиками страны в единый «военный лагерь»;
 - удачная национальная политика;
 - цементирующая роль большевистской партии;
 - использование противоречий в рядах противников, у которых отсутствовало военное, идейно-политическое и социальное единство;
 - успехи большевиков в государственном строительстве.

1917 г . и ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

(Подготовка к ЕГЭ)

(Рассчитано изучить: наЗч 30 мин)

I . Прочитайте текст и ответьте на вопросы (28 мин)

План изучения материала:

1. Двоевластие.

2. Политика Временного правительства.

4. Корниловский мятеж.

5. Кризис власти в сентябре - октябре 1917 г.

Прочитайте текст (6 мин).

5. Мятеж левых эсеров.

Прочитайте текст (6 мин).

Октябрьский переворот 1917 г . Решение о силовом за­хвате власти было принято большевиками 10 октября . Одновременно было объявлено о создании ЦК РКП (б). 12 октября в Петрограде был сформирован Военно-революционный ко­ митет, который имел полномочия отдавать приказы военному командованию, для чего во все части были посланы со спе­циальным уведомлением комиссары Военно-революционного комитета. Временное правительство пользовалось поддержкой практически одних только юнкеров, все остальные части были либо уже на стороне большевиков, либо придерживались поли­тики невмешательства. В этих условиях по приказу Керенского 24 октября юнкера напали на типографию большевистского издания «Рабочий путь».. Был также отдан приказ об аресте членов Военно-революционного комитета. Произвести аре­сты так и не удалось, так как теперь уже по приказу комитета лояльные большевикам части заняли часть стратегических пунктов в городе (мосты, телеграф и т. д.). 25 октября Ле­нин обнародовал обращение к народу, в котором говорилось о переходе власти к Военно-революционному комитету. Вре­менному правительству, которое заседало в Зимнем дворце, был предъявлен ультиматум. Находившиеся в Зимнем чле­ны правительства на ультиматум ответили отказом, и к утру 26 октября все заседавшие там министры были арестованы (Керенскому удалось бежать).

На заседании II Всероссийского съезда Советов под давлением Ленина было

принято решение об окончательном переходе власти к

Совету (значительная часть принимавших участие в заседании выступало сначала за мирное решение политического кризиса, а именно за переговоры с Временным правительством; однако после взятия Зимнего дворца и ареста членов правительства преобладающее большинство поддер­жало позицию ).

Ответьте на вопросы (2 мин).

Когда был сформирован Военно-революционный ко­митет?

Кто принял решение о переходе власти Советам?

Прочитайте текст (8 мин).

Сразу же после захвата власти 26 октября новая власть объявила о прекращении войны без аннексий и контрибуций и выходе из нее России (декрет о мире). Следующим законом стал декрет о земле, в соответствии с которым вся земля, пригодная к обработке, объявлялась общей и делилась между всеми заинтересованными. Таким образом, этими двумя дек­ретами большевики привлекли на свою сторону значитель­ную часть мобилизованного населения и крестьян. Однако, несмотря на это, в стране оставались силы, выступавшие ре­шительно против новой власти и прежде всего способа при­хода их к власти. Либеральные партии не признали приход к власти большевиков, в южной части страны началось во­енное сопротивление, поддержанное прежде всего казаками. Против большевиков выступила, об отделении объявили Финляндия и все Закавказье.

Керен­ский, которому удалось бежать при штурме Зимнего дворца, попытался организовать военное наступление на Петроград (вместе с генералом Красновым), однако был. остановлен на подступах к городу и был вынужден опять бежать. 29 октября в Петрограде начались столкновения с юнкерами, которые были подавлены верными большевикам военными частями. Такой поворот событий не устраивал многих социалистов, на первых порах единогласно поддерживавших большевиков. 29 октября Всероссийский исполнительный комитет профсо­юза железнодорожников (Викжель) потребовал прекратить военные действия и созвать социалистическое правительство. В ответ на это вместо Викжеля был сформирован полностью подконтрольный большевикам профсоюз железнодорожников (Викжедор).

Таким образом угроза всеобщей забастовки же­лезнодорожников была ликвидирована. Это помогло подавить военные выступления в Москве, куда были стянуты значи­тельные воинские силы. В результате военных столкновений, которые удалось подавить только через несколько дней, было убито более тысячи человек.

Сформированный на втором же заседании съезда Советов Совет народных комиссаров, который возглавил Ленин, стал главным органом власти страны и должен был функциониро­вать до начала действия Учредительного собрания. Выборы в Учредительное собрание завершились к концу года. Боль­шинство мест по результатам голосования получили эсеры, что не могло удовлетворить большевиков. Первое заседание

Учредительного собрания, которое по идее должно было оп­ределить дальнейший путь политического развития страны, состоялось 5 января 1918 г. и

продолжалось до утра 6 янва­ря, когда большевики приняли решение о силовом разгоне собрания (в ответ на отказ депутатов прекратить обсуждение о будущем политическом устройстве).

3. Викжель настаивал:

а) на восстановлении прежнего состава Временного правительства;

б) возращении кадетов в правительство;

в) создании коалиционного социалистического прави­тельства;

г) немедленном созыве Учредительного собрания.

4. В итоге выборов в Учредительное собрание большин­ство его составляли:

а) большевики; б) меньшевики;

в) эсеры; г) кадеты.

5. Новая конституция была принята:

а) на Всероссийском съезде Советов;

б) на Учредительном собрании;

в) Советом народных комиссаров;

г) Петроградским Советом рабочих депутатов.

6. Всероссийскую чрезвычайную комиссию возглавил:
а) ; б) ;

7. Начало красного террора было спровоцировано:

а) неудачей политики продразверстки;

б) убийством немецкого посла Мирбаха;

в) Брестским миром;

г) убийством.

8. Первым наркомом иностранных дел был:
а) ; б) ;

9. В результате Брестского мира Советская Россия не теряла:

а) Украину;

б) Нижнее Поволжье;

в) Закавказье;

г) прибалтийские территории.

10. Какое событие не произошло в октябре 1917г.:

а) захват власти большевиками;

б) ультиматум Викжель;

в) учреждение Всероссийской чрезвычайной комиссии;

г) работа II Всероссийского съезда Советов.

VIII . Проверьте ваши ответы

Ключ к тесту: 1 - б, 2 - в, 3 - в, 4 - в, 5 - а, 6 - г, 7 - г, 8-в, 9-6, 10-в.

IX . Прочитайте текст и ответьте на вопросы (27 мин)
План изучения материала:

1. Возникновение Белого движения. Интервенция.

2. Мятеж Чехословацкого корпуса.

4. Разгром армий и.

5. Поражение армии.

6. Война с Польшей.

7. Поражение армии.

8. Победа большевиков в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке.

Прочитайте текст (6 мин).

Гражданская война. К весне 1918 г. на юге страны были организованы два центра сопротивления советской власти: Добровольческая (под руководством генерала Корнилова) и Донская (под руководством генерала Краснова) армии. Обе армии активно поддерживались англичанами и французами (в меньшей степени - поляками и японцами), прежде всего материально и военной помощью. Кроме того, войска Англии и Франции оккупировали ряд портовых городов (в т. ч. на юге - Одесса, Севастополь, на востоке - Владивосток, Мурманск, Архангельск и др.). В марте 1918 г. Корнилов был убит во время боев под Екатеринодаром. Вместо него армию возгла­вил , который к осени 1918 г. сумел захватить Кубань. Одновременно красные потерпели поражение на Се­верном Кавказе, и в это же время силами белах был осажден Царицын, который, располагаясь на Волге, был очень важ­ным стратегическим пунктом для дальнейшего продвижения. Хотя Царицын и остался в руках большевиков, общая ситуация складывалась на этом этапе в пользу белых. Помимо юга Рос­сии очаги сопротивления возникли и в других районах страны. Так, на Урале и в Сибири под покровительством Англии было организовано несколько военных выступлений, которые, хотя и были подавлены, значительно отвлекли силы Красной армии от основного очага сопротивления - юга страны.

Мятеж Чехословацкого корпуса. В мае 1918 г. начался военный мятеж Чехословацкого корпуса, сформированного из чешских военнопленных. После выхода России из войны военнопленных должны были переправить во Францию, од­нако по пути своего следования чехи подняли мятеж, найдя поддержку у белых. В результате их совместных усилий они смогли фактически контролировать значительную часть тер­ритории Поволжья, Урала и Сибири и вскоре стали угрожать Москве. Силам Красной армии удалось оттеснить противника и отвести угрозу от Москвы только к осени 1918 г.

Ответьте на вопросы (3 мин).

Кто возглавил Добровольческую армию после смерти?

Где происходило восстание Чехословацкого корпуса?

Прочитайте текст (6 мин).

В начале 1918 г. Украина объявила о своей независимо­сти. В ответ на это уже в январе в Киев были введены войска Красной армии. Однако по Брестскому соглашению Украина отходила под контроль Германии и власть перешла к ставлен­нику Германии гетману . С этого момен­та начинается период, когда власть на Украине переходит от одного правительства к другому. Это было связано с тем, что немцы были вынуждены фактически уйти с этой территории ввиду того, что необходимо было решать послевоенные во­просы со странами-победительницами. После падения прави­тельства Скоропадского власть захватил СВ. Петлюра. Уже через месяц, в феврале 1919г., город опять заняли большевики, которые, однако, не смогли там надолго закрепиться. Часть территории Украины находилась под контролем , который представлял отдельную политическую силу, не под­держивая ни белых, ни красных.

С начала 1919 г. белые начинают терять свои позиции. Донская армия вынуждена была отойти с Дона. Для усиления боеспособности Донская армия сливается с Добровольческой армией Деникина. Такое объединение принесло свои плоды, и продвижение Красной армии было временно приостанов­лено. Кроме того, под руководством Деникина находилась и Кубанская армия, что давало ему значительные ресурсы для организации дальнейшего контрнаступления.

Помимо Деникина другим центром сопротивления ста­ла армия адмирала , который в ноябре 1918 г. объявил себя верховным правителем России. В марте 1919 г. он предпринял попытку объединиться с Красновым у Цари­цына. Красная армия организовала мощное наступление и от­теснила Колчака. Окончательно завершил разгром Колчака . Колчак пробовал опереться на остатки Чехословацкого корпуса, однако чехи заявили о своем ней­тралитете и в начале 1920 г. выдали Колчака силам Красной армии в Иркутске. В итоге в феврале того же года Колчак был расстрелян. Сопротивление Белой армии продолжал Деникин, ставший верховным главнокомандующим.

Ответьте на вопросы (3 мин).

Кто в ноябре 1918г. объявил себя верховным правителем России?

Какая территория находилась под контролем?

Прочитайте текст (6 мин).

Весной - осенью 1919 г. большевикам удалось отбросить от Петрограда армию генерала , который был вынужден с остатками своих частей отойти к Эстонии.

Весной 1919 г. активизировались столкновения с арми­ей Деникина. Преимущество переходило от одной стороны к другой, но в конечном счете провалились как планы Дени­кина организовать наступление на Москву, так и наступление красных в районе Курска и Царицына. В августе Деникину удалось взять на время Киев и Полтаву. Однако закрепить­ся там ему не удалось, так как с осени 1919 г. части Крас­ной армии предприняли контрнаступления сразу в несколь­ких направлениях. Красным удалось овладеть Воронежем, Орлом, Курском, к зиме красные были уже под Царицыном и в Ростове. Несколько промежуточных успехов Деникина не смогли уже изменить положение вещей, и весной 1920 г. остатки его армии эвакуировались в Крым, в расположение армии , которому в апреле 1920 г. Деникин передал полномочия верховного главнокомандующего. Уже из Крыма началась постепенная эвакуация уцелевших белых частей за границу.

Дальнейшее наступление и разгром Врангеля был на время приостановлен из-за начавшейся войны с Польшей. Конфликт разгорелся из-за того, что Польша заявила свои претензии на часть Украины, и в результате соглашения с Петлюрой (ап­рель 1920 г.) к ней отошли Восточная Галиция и Западная Волынь. Красная армия в ответ на это предприняла ряд удач­ных военных операций и подошла к границам Польши. Там армия Тухачевского была окружена. Кроме того, потерпели ряд поражений и другие части Красной армии, что вынудило Советскую Россию согласиться на подписание в марте 1921 г. мирного соглашения (Рижский мир), по которому Россия те­ряла Западную Украину и Западную Белоруссию.

После такого урегулирования отношений с Польшей боль­шевики смогли сосредоточить свои силы и довершить разгром врангелевской армии. Еще в конце ноября 1920 г. большевики начали контрнаступление, в результате которого Врангель был вынужден признать свое поражение и начать массовую эвакуа­цию уцелевших войск за границу Одновременно с этим были уничтожены и отряды Махно, который также бежал за границу

К концу 1920 - началу 1921 г. большевики окончательно за­крепились в Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке, где были созданы республики, вошедшие на правах федерации в состав Советской России.

Ответьте на вопросы (3 мин).

Кому передал полномочия верховного главнокомандующего?

Какую территорию потеряла Россия по Рижскому миру?

X . Запомните эти имена и даты

Персоналии: , СВ. Петлюра, ­гель, .

Даты: май 1918 г. - восстание Чехословацкого корпуса, но­ябрь 1919 г. - поражение, апрель 1920 г. - передача власти в Добровольческой армии от к ­гелю, ноябрь 1920 г. - поражение армии, 18 мар­та 1921 г. - подписание Рижского мира с Польшей.

XI . Выполните тестовое задание (стараясь не смотреть
в ответы) (15 мин)

1. Добровольческую армию не возглавлял:

а) ; б) Л. Г. Корнилов; в) ; г) ;

2. Верховным правителем России был:

3. Донскую армию возглавлял:

а) ; б) СВ. Петлюра;

4. Армия дислоцировалась преимущест­венно:

а) в Сибири; б) на Кавказе;

в) в Крыму; г) в Эстонии.

5. В результате Рижского мира:

а) Польша теряла независимость;

б) Советская Россия теряла Западную Украину и Бело­руссию;

в) Польша теряла Западную Украину и Белоруссию;

г) Польша приобретала литовские земли.

6. Гетманом Украины стал:

а) ; б) ;
в) ; г) .

7. После поражения верховным главноко­мандующим стал:

8. К деятелям Белого движения не относился:
а) ; б) ;
в) ; г) .

9. Кто из следующих деятелей Белого движения не был
Верховным главнокомандующим?

10. Добровольческой армии в 1919 г. удалось объединиться:

а) с Донской армией;

б) армией;

в) армией Польского государства;

г) военными силам закавказских государств.

XII . Проверьте ваши ответы

Ключ к тесту: 1 - а, 2 - а, 3 - в, 4 - в, 5 - б, 6 - а, 7 - а, 8-б, 9-в, 10-а.

XIII . Выполните тестовое задание ко всему уроку
(стараясь не смотреть в ответы) (15 мин)

1. Членом Совета народных комиссаров был:

2. Членом Временного правительства не был: а) ; б) ; в) ; г) .

3. Россия была объявлена республикой:

4. Во главе правительства России в 1917 г. не стоял:
а) ; б) ;

в) ЛД. Корнилов; г) .

5. Высший орган власти по Конституции РСФСР:

а) Совет народных комиссаров;

б) Съезд советов;

в) Всероссийская чрезвычайная комиссия;

г) Демократическое совещание.

6. V Всероссийским съездом Советов Россия была объ­явлена:

а) федеративным государством;

б) унитарным государством;

в) коммунистическим государством;

г) союзным государством.

7. В 1919 г. большевиком не был:

8. Чехословацкий корпус не контролировал:

а) некоторые территории Сибири;

б) некоторые территории Урала;

в) некоторые территории Украины;

г) некоторые территории Поволжья.

9. От имени советского правительства Брестский мир под­писал:

10. Денинкин в качестве главы Добровольческой армии никогда не контролировал:

а) Киев; б) Полтаву;

в) Тулу; г) Курск.

XIV . Проверьте ответы

Ключ к тесту: 1 - в, 2 - б, 3 - в, 4 - в, 5 - б, 6 - а, 7 - в, 8-в, 9-а, 10-в.

XV . Работа с источником (30 мин)

Прочитайте текст (10 мин).

Из «Очерков русской смуты»

Добровольцы были чужды политике, верны идее спасения страны, храбры в боях и преданы Корнилову. Впереди их ждало увечье, скитание, многих - смерть; победа представлялась тогда в далеком будущем. Они дрались на подступах к Росто­ву, зная, что сотни тысяч казаков и ростовской буржуазии за их спиною живут легко и привольно. Они были оборванцы, мерзли и голодали, видя как беснуется и веселится богатейший Ростов, финансовая знать которого с большим трудом «по­жертвовала» на армию два миллиона рублей, растворивших­ся быстро в бездонной ее нужде. Они встречали в обществе равнодушие, в народе вражду, в резолюциях революционных учреждений и социалистической печати злобу, клевету и по­ношение. Одиночные добровольцы, случайно попадавшие в Темерник - рабочие кварталы Ростова, - часто не возвраща­лись. .. Однажды в Ростове, когда юнкерский караул, спровоци­рованный выстрелом на большом железнодорожном митинге, пустил в ход оружие, в результате чего оказались один или два рабочих убиты, это событие вызвало огромную демонстрацию; с разрешения донского правительства «жертвам» были устрое­ны грандиозные похороны с толпами народа, депутациями, венками и речами, направленными против «врагов народа ». А «враги народа» в это время каждый день тихо, без венков и речей, в наскоро сколоченных гробах, иногда и без гробов, опускались в холодную могилу возле чужих и незнакомых им станций и полустанков Донской земли. И редко когда их провожала слеза друга или брата, ибо звериное время зачерствляло сердца и понижало цену жизни...

Выбора в средствах противодействия при такой системе ведения войны не было. В той обстановке, в которой дейст­вовала Добровольческая армия, находившаяся почти всегда в тактическом окружении - без своей территории, без тыла, без баз, представлялись только два выхода: отпускать на волю захваченных большевиков или «не брать пленных». Я читал где-то, что приказ в последнем духе отдал Корнилов. Это не верно: без всяких приказов жизнь приводила во многих случаях к тому ужасному способу войны «на истребление», который до известной степени напомнил мрачные страницы русской пугачевщины и французской Вандеи... Когда во время боев у Ростова от поезда оторвалось несколько вагонов с ра­неными добровольцами и сестрами милосердия и покатилось под откос в сторону большевистской позиции, многие из них, в припадке безумного отчаяния, кончали самоубийством. Они знали,(Что ждет их. Корнилов же приказывал ставить караулы к захваченным большевистским лазаретам. Милосердие к ра­неным - вот все, что мог внушать он в ту грозную пору,

Только много времени спустя, когда советское правительство, кроме своей прежней опричнины, привлекло к борьбе путем насиль­ственной мобилизации подлинный народ, организовав Крас­ную армию, когда Добровольческая армия стала приобретать формы государственного учреждения с известной территори­ей и гражданской властью, удалось мало-помалу установить более гуманные и человечные обычаи, поскольку это вообще возможно в развращенной атмосфере гражданской войны.

Ответьте письменно на следующие задания, стараясь не смотреть на предполагаемые ответы (20 мин).

1. Судя по этому отрывку, как вы думаете, в чем причина поражения Белого движения?

2. В какой степени Добровольческая армия контролировала территорию, которую она занимала?

Ответы:

1. Аполитичность Белого движения, его оторванность от местного населения, отсутствие инфраструктуры.

2. По сути дела, территория в начальный период существо­вания Добровольческой армии не контролировалась.

Пояснительная записка.

Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – «Человек и общество». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016 .

При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов

1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.

2. . Федеральный институт педагогических измерений.

3. . ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.

История, 11 класс

Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    Эвакуация японских войск из Владивостока, упразднение Дальневосточной республики.

    Объявление России республикой, формальная ликвидация монархии.

    Версальский мир.

Ответ:

2. Установите соответствие между революционными событиями в России и их датами.

Ответ:

3. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением двух, принадлежат лидерам Белого движения в России в период 1917-1922гг.

1. А.И.Деникин. 2. Л.Д.Троцкий. 3. Н.Н.Юденич. 4. А.В.Колчак. 5. А.А.Брусилов. 6. П.Н. Врангель.

Найдите и запишите порядковые номера фамилий генералов, не относящихся к указанному политическому движению.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистический _______________________.

Ответ: ______________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция с одной стороны и Россия с другой объявляют, что состояние войны между ними прекращено…

Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, …. Россия обязывается немедленно заключить мир с и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск…

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск…. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор … пока не будет там государственный порядок восстановлен.

Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии…

Б)

Германское Правительство, …… и Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, … согласились относительно нижеследующих постановлений: Оба Правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов…

Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются.

Оба Правительства далее согласны в том, чтобы для общего правового положения граждан одной страны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать .

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Рапалло.

2) В соответствии с этим договором Россия вышла из числа участников первой мировой войны.

3) Данный договор был подписан в Москве.

4) Все упомянутые в договоре территории к 1922 году сохраняли политический суверенитет.

5) Данный договор содержал секретные статьи, предусматривающие военно-техническое сотрудничество Германии и России.

6) Противниками подписания данного договора были представители партии левых эсеров и группа «левых коммунистов».

Ответ:

7. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ мир, завершивший советско-польскую войну 1920г.

Б) Один из лидеров Белого движения, адмирал_____________, в ноябре 1918 года принял титул «верховного правителя российского государства».

В) Антибольшевистская организация КОМУЧ, созданная эсерами из членов Учредительного собрания России, была создана в городе ___________

Пропущенные элементы:

1) Рижский

2) Брестский

3) Ростов-на-Дону

4) Л.Г.Корнилов

5) А.В.Колчак

6) Самара

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«Помню, в начале мая из Петрограда приехали Миха Цхакая и Филипп Махарадзе. Они участвовали в VII (Апрельской) Всероссийской партийной конференции большевиков, проходившей под руководством ______________. Миха Цхакая подробно рассказал нам, как был организован выезд из Швейцарии _____________ и группы большевиков, в которую входил и сам Миха Цхакая.

Цхакая подробно рассказал нам, как встречали ______________ в Петрограде, на Финляндском вокзале, о его первых выступлениях, говорил о значении [его] Апрельских тезисов _____________, к тому времени уже опубликованных в печати».

Ответ: _________________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

    А.И.Егоров. И.В.Сталин.

    Разгром армии П.Н.Врангеля в Крыму.

    Май 1918г.

    Март 1921 г.

    Ноябрь1918г.

    М.Н.Тухачевский, А.И.Седякин, П.Е.Дыбенко.

    В.К.Блюхер, И.П.Уборевич.

    Разгром армий А.И.Деникина под Орлом и Курском.

    Август 1920г.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».

14. Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _______ году».

Ответ: ___________________________.

15. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.

Ответ: ___________________________.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.

    В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

    Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н.П. Махно.

    После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.

    В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.

    Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.

Ответ:

17. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На почтовой марке изображено событие, произошедшее в 1914 г.

2) Изображённое на марке выступление В. И. Ленина произошло на II Всероссийском съезде Советов.

3) Марка была выпущена в период руководства И.В. Сталина.

4) Марка была выпущена в столетний юбилей со дня рождения В. И. Ленина.

5) Одним из результатов события, изображённого на марке, было создание Совета Народных Комиссаров.

Ответ:

19. Кто из представленных ниже исторических деятелей был современником события, изображённого на марке выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из уточника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма В.А. Маклакова.

«Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать».

Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…> Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина.

Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что,не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отельного монарха, некоторые её толкли назад».

20.Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажете годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование?

21. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажете не менее двух аргументов, приведённых авторам в подтверждение своей оценки.

22.Привлекая истерические знания, укажете не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма.

23. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1917-1922 гг.; 2) февраль 1917- октябрь 1917 гг.; 3) октябрь1917–1922 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.


Close