Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен .

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис . Во всех странах Европы широко распространилось движение , которое подготовило взрыв Реформации.

Контрреформация - это естественное противодействие Реформации, охватившей Европу в XVI-XVII веках. Противодействие потерявшей всякое чувство меры католической церкви было очень сильным и, расширяясь все больше, охватывало многие страны Европы настолько быстро, что Ватикан вынужден был отреагировать и ввести ответные меры.

Ответное действие

Контрреформация - это жесткая ответная мера, имевшая своей целью укрепление католической веры и восстановление доверия к институту пап. Удар, нанесенный Реформацией, пошатнул основы католической церкви, но уничтожить ее окончательно и помешала вовремя проведенная Контрреформация. Некоторые историки считают, что два этих мощных движения олицетворяют собой восстание менее продвинутых стран против Италии, которая на тот момент была высокоинтеллектуальным свободным государством. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что возмущение злоупотреблениями католической церкви началось в Германии после выступления Мартина Лютера, затем охватило Францию, Англию, Голландию, Испанию, Чехию, Швейцарию. Италия в тот момент была настолько нелюбима, что все забыли о том, что она родина Ренессанса. Контрреформация - это итало-испанский ответ соседям.

Главное орудие Контрреформации

Остановить протестное движение помог созданный в 1534 году Игнатием Лайолой орден иезуитов. Итальянская сторона выдвинула достойного противника таким личностям, как Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ян Гус. Возможно, ответные меры католической церкви не были бы столь действенными, если бы внутри ее самой не возникло желание собственной реформации и освобождения от тех грехов, в которых ее упрекали оппоненты. Вот почему контрреформация - это еще и попытка внутреннего перерождения католической церкви. На ее стороне выступили довольно мощные силы - князья южной Германии и Италии, император Карл V, Папа и король Их главными орудиями были Инквизиция и Римская курия. Сама Инквизиция, вызывающая наряду с торговлей индульгенциями самое большое недовольство и народное возмущение, в 1542 году была преобразована и вошла в непосредственное папское подчинение.

Стартовые события

Контрреформация в Европе представляет собой совокупность мер со стороны католической церкви с целью восстановление ее престижа. В 1545 году был созван По инициативе Павла III, тогдашнего Папы, в Триденте собирается XIX вошедший в историю под названием Сердикского. Как выступление Мартина Лютера с последующим прибитием им своих знаменитых «95 тезисов» к дверям виттенбергской церкви считается началом Реформации, так и XIX собор является отправной точкой Контрреформации. Закончился он в 1563 году и, несомненно, укрепил позиции католицизма. Одним из знаковых событий собора, позволявшим значительно усилить контроль над умами граждан, было создание Индекса запрещенных книг, отмененный только в 1966 году и просуществовавший четыре века. Реформация и Контрреформация в Европе имеют свои первопричины и предпосылки, таящиеся в глубине католицизма и христианства в целом.

Раскаявшийся грешник

Контрреформация в Европе опиралась главным образом на созданный в 1534 и узаконенный Папой Павлом III в 1540 году. О том, как много сделал он для Контрреформации, говорит его главный лозунг - «Цель оправдывает средства». Его действенность объяснялась устройством самого ордена по военному образцу, жесточайшей дисциплиной и повиновением, высочайшим образовательным уровнем иезуитов и их бесконечной преданностью католицизму. Иезуиты жили в миру и прославились как своей жестокостью, так и миссионерской деятельностью. Существует мнение, что самый ярый адепт - это бывший отпетый грешник. По словам Дидро, фанатик Лойола молодость провел в войнах и разврате. Жестокое преследование и физическое уничтожение еретиков сделали само слово «иезуит» нарицательным, олицетворяющим хитрость, предательство и подлость. Опять запылали костры по всей Европе. На одном из них был сожжен в 1600 году Джордано Бруно.

Не все потеряно

«Общество Иисуса» Игнатия Лойолы, боровшееся за чистоту веры, остановило продвижение протестантизма и не дало ему захватить Италию, Испанию, Австрию. Во Франции после кровопролитной Варфоломеевской ночи, случившейся в 1572 году, когда были вырезаны 30 000 гугенотов, установилась веротерпимость. Протестантскими стали Швеция, Англия, Пруссия, Саксония и Дания. Реформация и Контрреформация в Европе - это звенья одной цепи, представляющие собой религиозные войны. Спор между протестантской и католической церквями удалось закончить только после 30-й воины. заключенный в 1648 году, уравнял церкви в правах. Новая религия считала самыми большими грехами лень, праздность и мотовство. Она полностью соответствовала зарождающемуся капитализму. Людям прививали желание зарабатывать и богатеть, зарождалась конкуренция. Можно смело утверждать, что Реформация и Контрреформация способствовали зарождению новых экономических отношений и смене формаций. В станах, где католицизм не сдал своих позиций, капитализм наступил гораздо позже.

Контрреформация

Контрреформация - Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Контрреформация – период католического возрождения XVI – XVII вв.,

это комплекс мер, направленных на подавление протестантизма и возвращение

территорий и населения, отпавших от католицизма. Термин

«контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке.

Основные направления деятельности католической церкви:

1. Основание первых католических семинарий; священники получали

теологические знания.

2. Активизация деятельности монашеских орденов; менялась монашеская

организация, появлялись новые ордена. Первым стал орден театинцев,

основанный архиепископом Театы Караффой (будущий папа Павел IV). В 1526

г. был создан орден капуцинов, во главе которого стоял Марк Анкона. В

Милане в 1530 г. сформировался орден барбанитов, целью которого была

опека больных и бедных. Но наибольшую роль сыграл орден иезуитов

(«Братство Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой (1491–1556). В 1540 г.

папа окончательно утвердил орден.

3. Орудием контрреформации стала инквизиция. В 1542 г. по инициативе

кардинала Караффы в Риме был создан Высший инквизиционный трибунал,

названный позже Священной канцелярией.

4. Вселенский собор в Триденте (город в Южном Тироле) (1545–1563).

Численность участников собора колебалась: на первой сессии было 34 чел., на

последней – 215. Собор заседал 25 сессий, на нем было принято много важных

для реформирования церкви постановлений. 27

5. Контрреформация повлияла и на политическую обстановку в Европе. Папа

активно сотрудничал с монархами, оказывал им помощь в борьбе с

протестантами.

6. Одновременно папство пытается провести ряд реформ для укрепления

привязать «скитающихся» монахов к монастырям. Папа Григорий XIII

становится духовным реформатором. При его правлении орден иезуитов

достигает наивысших достижений, он создает семинарию в Риме. Папа Сикст V

(Перетти, 1585–1590) укрепляя церковь, привел в порядок финансы, проявлял

беспощадную строгость, сделал Рим центром всемирного паломничества,

модернизировал церковную администрацию, сформировал барочный стиль

7. В католической церкви продолжилось развитие схоластической теологии в

новых условиях. Главными центрами богословской мысли стали Саламанка в

Испании и Коимбра в Португалии. Среди богословов, участвовавших в

полемике с реформаторами, выделяется Иоганн Экк и Петр Канизий – лидеры

немецкой контрреформации.

8. Возникают католические сепаратистские течения – янсенизм, галликанизм.

Основная богословская проблематика западного мира – проблема пути

спасения, точнее говоря, вопрос о человеческой воле и Божьей благодати.

Янсенизм (от имени епископа Янсения Ипернского, профессор в Лувене)

представлял собой религиозное движение, стремившееся к реформированию

церкви в ригористическом духе. Янсений пришел к убеждении, что

схоластическая теология отпала от традиций древний церкви. Он выдвигал на

первый план тезис о непостижимости взаимодействия благодати и

человеческой воли. Янсенизм был с самого начала открытым противником

религиозно–попечительных взглядов иезуитов и стал заклятым врагом ордена.

приходских священников.

9. Получает расцвет духовная элита. Блез Паскаль (1623–1662).Французский

математик, физик, философ, литератор – проникновенный защитник веры. Его

полемические «Письма провинциала» нанесли удар по иезуитам. Он рассуждал

об ограниченности разума, о его неспособности постичь Бога и божественное.

Он никогда не пытался вписать в одну богословскую систему таинственное

сотрудничество благодати с нищетой и убожеством человека. И как

неисчерпаема фраза, которую у него Бог говорит человеку: «Ты бы меня не

искал, если бы ты меня уже не нашел»

Укрепление папской власти[править | править исходный текст]

Папа Пий V (1566-1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника».

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. - Английскую коллегию, позже - Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585-1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью». Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений». Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции - она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Деятельность ордена Иезуитов: цели, программа, методы. «Духовные упражнения».

Иезуи́ты, или Орден Иезуитов - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название - Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), также Орден св. Игнатия (по имени основателя).

Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый - послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков[кто?] считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

На протяжении почти 500 лет существования Ордена важнейшую роль в формировании мышления и цели жизни каждого иезуита играют «Духовные упражнения», составленные в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой . Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его... воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях - он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над «Духовными упражнениями», Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, «он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития» .

Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни - при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами...

Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их «нужно не прочитать, а пережить». «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь перевертывается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», - отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы .

Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением «Начало и основания», дающим «понимание жизни», которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на 4 недели. Рассмотрим коротко логику построения курса и содержание упражнений.

Предмет для размышлений на первой неделе - фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и т. п. Цель - пересмотр своей жизни. На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее - размышлять о смирении, любви к Христу... Цель - убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель 3-й недели - усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе - размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса». Цель 4-й недели - вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от Рождества до Вознесения.

Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения субъекта, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. «Упражняющийся» как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан». .

Остановимся подробнее на методике проведения упражнений.

Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть, осуществляется «подводка» обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего «созерцанию», иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.

Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата «созерцания», по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных «духовных нужд».

В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а «подготовка почвы». Следует представить себе объект, который ему предстоит «созерцать». Основная часть «созерцания» разделена на пункты и параграфы, то есть, упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие «шаги». Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени.

Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, «следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа» . Есть в арсенале иезуитов и

би-упражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и «увидеть» иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту - выбору жизненного пути.

Методически каждый шаг связан с упражнением «трех способностей»: памяти, воли и интеллекта. Помимо этого используется упражнение на «применение чувств». Оно состоит в созерцании предмета с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Например, приводится способ созерцания ада: «Представить себе ад:

в длину, ширину и высоту объятый пламенем;

слышать жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени;

запах дыми, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть;

ощущать горчайший вкус слез, проливаемых грешниками;

жар всепожирающего пламени...» Цит. по: .

Впечатление усиливается предписанными самоистязаниями, «бичеванием тела до крови, впрочем, чтобы язвы не доходили до костей» .

Тонкий знаток человеческой психики и весьма изобретательный автор «Упражнений» в течение 1-й недели погружает обучающегося в царство ужаса. Дни и ночи проходят в невыразимом смятении. Для введения иезуита в такое состояние служат, например, упражнения следующего типа. Новопосвященному предлагается присутствовать даже... при собственной кончине. «Он видит своих родных, рыдающих вокруг его кровати, слышит погребальный звон колоколов, видит себя в гробу, зарытым в землю и наконец, присутствует при разложении собственного тела» . В конце недели обучающийся сдается, уступает внушению, исповедуется и успокаивается... В данном случае переход из отрицательного к контролируемому положительному эмоциональному состоянию является педагогическим приемом.

В настоящей статье автор не ставил задачи дать характеристику деятельности иезуитов с исторической, политической, нравственной и моральной стороны. Заметим - как объект анализа с позиций ТРИЗ и ТРТК «Орден иезуитов» интересен еще и

опытом решения жизненных изобретательских ситуаций;

логикой развития коллектива.

Оценки же исследователей «Духовных упражнений» различны и часто противоречивы. С практической и методической точки зрения нам представляется наиболее точной оценка А. Тонди, испытавшего на себе силу «Упражнений»: «До создания Ордена у церкви не было ничего подобного и, кроме ордена иезуитов, нет и теперь» . Действительно, почти 500-летняя деятельность организации свидетельствует о воспроизводимости «Упражнений» и их эффективности по достижению поставленной иезуитами-наставниками цели.

Таким образом, «Духовные упражнения» имеют вполне определенную цепь, носят системный характер, методически разработаны. Они затрагивают не только интеллект, но и эмоции, физиологию и сводятся к управлению памяти, интеллекта и воли. «Упражнения» являются фокусом духовной жизни иезуитов и способны преобразовывать стиль собственной жизни.

Мы намеренно выбрали в качестве информационного фонда материал по деятельности «Ордена иезуитов» в силу интересных особенностей, а также неизвестности материала тризовцам.

Во-первых, иезуитам удалось построить работоспособную, тиражируемую и эффективную педагогическую систему, надежно работающую уже 500 лет (естественно, другое дело - чему учили отцы-иезуиты).

Во-вторых, в отличие от занятий по ТРИЗ, где используются, в основном, отдельные педагогические находки, иезуиты создали именно систему упражнений, где каждое последующее вытекает из предыдущего.

В-третьих, все упражнения иезуитов - не просто холодная интеллектуальная игра с информацией, а именно «прочувствование» и даже «проживание» каждого упражнения. Недаром многие упражнения педагогической системы К. С. Станиславского близки к упражнениям иезуитов .

информационную карточку в картотеку «Эффективно работающих педагогических систем»;

возможное предупреждение - на конкретном примере - о последствиях использования педагогических систем, где ученики лишаются свободы выбора, какой бы он ни был...

Предпосылки реформации
Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Основные направления реформации
1) Реформация Лютера:
31 декабря 1517 г.
Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов , содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций.
Лютер получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне.
В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну.
Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага , осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг , отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир , которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война , охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации.

2) Реформация в Швейцарии:
В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католических диоцезов - австрийских, германских, итальянских. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства.
Цюрихский священник Цвингли выступил в 1523 г. с 67 тезисами , направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Другие города поддержали преобразования, однако так называемые лесные кантоны были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера , для чего два вождя встретились, чтобы договориться о вероучении. Было достигнуто соглашение по всем вопросам, кроме одного - по проблеме пресуществления (причащения). В результате соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин .
В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом , допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.
Кальвинизм разделился на несколько течений: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм.

3) Реформация в Англии:
С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима - золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом.
После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму . Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило названиеангликанство .

Контрреформация.
Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации . Первым его актом явилась организация ордена иезуитов . Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви. В 1534 г . Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г . созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства . Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице.
Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви.

Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение деликатных дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей.
Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора , который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма.
На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма.

Вопрос 15. Культура и наука Западной Европы раннее Новое время XVI-XVIII вв.

XVI в . прошел под знаком гуманизма . Существовали различные течения гуманизма, от эпикурейско-гедонистического до гражданского.
В XVI-XVII вв. большие успехи делало естествознание в Западной Европе. Это было связано с коренным переломом в развитии науки, подъемом производства и материальной культурой вообще. Развитие промышленности, многочисленные изобретения дали толчок к теоретической разработке многих научных вопросов. Все более широкое применение некоторых механизмов (водяное, колесо) – расширяет круг доступных изучению явлений из области механики и требует решения некоторых задач механики и математики.
Подъем материального производства вооружил естествоиспытателя новыми орудиями и средствами научной работы. Развитие ремесленной техники подготовило изобретения в XVI-XVII вв. многих насущно необходимых для развития наук точных приборов. Появляются более совершенные часы, микроскопы, телескоп, термометр, гигрометр, ртутный барометр. Пергамент был заменен бумагой, в XV в. развивается книгопечатание .

Перелом в физике наступил в XVII в. и был связан с деятельностью Галилея . Он провел ряд опытов и доказал, что все тела под действием силы тяжести падают с одинаковым ускорением. Это дает основание считать Галилея основоположником – кинематики, динамики . Ученик Торричелли (1608-1647) разработал некоторые вопросы гидродинамики , начал изучение атмосферного давления и создал ртутный барометр . Блез Паскаль (1623-1662) продолжил изучение атмосферного давления , доказал, что столб ртути в барометре поддерживается именно атмосферным давлением. Открыл и закон о передаче давления в жидкостях и газах . Развивается оптика . Кроме изобретения телескопа, микроскопа, идет разработка теоретической оптики (закон преломления света ).
В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки , достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI-XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства.
Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени. («Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете).

Жанр романа , дающий универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.
Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства . Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната , раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.

Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии , тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства.

Вопрос 16. Европейское проникновение в Америку: тенденции и различия.

Западная Европа всегда смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Первые колонии в Северной Америке создали в начале XVII века переселенцы из Англии, Голландии, Франции. Особенно массовым становился приток английских колонистов. Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 году на территории будущей Виржинии. Поселенцы искали золото. В 1620 году значительно севернее, у суровых берегов мыса Код, корабль "Майский цветок" высадил группу из 102 пуритан, бежавших от религиозных преследований.

Колонии были самообеспечивающимися обществами со своими выходами к морю. Каждая из них стала обособленным, самостоятельным организмом. Но, несмотря на это, проблемы торговли, мореплавания, промышленного производства и финансов выходили за рамки отдельных колоний и требовали совместного урегулирования, что и привело впоследствии к федеративному устройству американского государства.
Заселение колоний в XVII в. требовало тщательного планирования и руководства, а кроме того, оно являлось весьма дорогостоящим и рискованным делом.
Большая часть колонистов в XVII в. были англичане, однако в среднеатлантических колониях проживало небольшое количество голландцев, шведов и немцев. В Южной Каролине и в других колониях попадались французы-гугеноты, а также испанцы, итальянцы и португальцы. После 1680 г. Англия перестала быть основным источником иммиграции. Люди тысячами бежали из охваченной войнами Европы. К 1690 г. американское население достигло четверти миллиона человек . С тех пор оно удваивалось каждые 25 лет, пока не превысило 2,5 млн. в 1775 г.
С 1606 года стало приезжать немало переселенцев в поисках золота, и, наконец, с 1620 г. началось, можно сказать, великое переселение народов , которое определило характер и судьбу нового континента с населением 190 млн. человек. Заселяя Америку, Англия и европейские страны продолжали исторически традиционную северо-западную линию христианизации, начавшуюся во времена готских завоеваний.
Английские колонисты прибывали в Америку как свободные предприниматели. У них был стимул к производственной деятельности , поэтому туда отправлялись не только ссыльные или обездоленные крестьяне, но и многие фермеры-арендаторы.

Вопрос 17. Эпоха Старого порядка в Европе.

Старый порядок - политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI - начала XVII вв. до Великой Французской революции.
Сложившееся во Франции общество до Великой Французской революции довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего, по той причине, что в нем отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII в., система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка.

Вместе с тем, Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена.
Характерной чертой Старого порядка являлась сословность . Все французское общество делилось на три сословия - католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью.
Другие характерные черты - полицейский характер государства, отсутствие личной и общественной свободы, вероисповедная исключительность, господство дворян над крестьянами, особенно в форме крепостного права.

Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришельё и французского абсолютизма.

Вопрос 18. Промышленная революция: ход и итоги (XVIII – начало ХХ вв.).

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями).
Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии . В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля.
В 1810 г . в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. С 1830 по 1847 г .- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза.
Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины).
Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком .
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве , ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе.
Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест . В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими.
Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше.

Захлестнула Европу.

Орден иезуитов

Игнатий Лойола (1491-1556)

Наблюдая, как рушится единство римской церкви, многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал Игнатий Лойола (1491-1556). Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребенком в семье испанского рыцаря. Родители сочли не-нужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на вос-питание своему крестному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, прове-денные при дворе, молодой человек стал страстным поклонником жен-щин, вина, военной славы, причем, чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем.

Основание ордена иезуитов

В одном из сражений, происходивших в горах, упавший обломок ска-лы раздробил Игнатию левую ногу, а в правую он был ранен шальным выстрелом. Во время лечения лежащего в бреду Игнатия посетили ви-дения: ему якобы явился апостол Петр и пообещал вылечить храбро-го воина. Придя в себя, но не имея сил подняться, Игнатий потребовал от родных, чтобы ему принесли рыцарские романы. Однако вместо его любимого чте-ния мать дала ему рассказы о земной жиз-ни святых. Оставаясь прикованным к пос-тели, Лойола зачитывался этими книгами. Вскоре он решил оставить военное ремес-ло и совершать подвиги во имя Господа и Пресвятой Девы Марии. Лойоле пришла мысль создать новый религиозный орден, члены которого должны жить среди обыч-ных людей, дабы обращать их в истинную веру. Однако его полная безграмотность в религиозных вопросах сильно мешала ему в достижении поставленной цели. Прошло восемнадцать лет, прежде чем его мечте суждено было осуществиться. Найдя себе единомышленников, Лойола обратился за разрешением на создание ордена к Папе Римскому. В 1540 году Папа Римский Павел III утвер-ждает новый орден иезуитов — «Общество Иисуса».

Деятельность иезуитов

В орден иезуитов вступали только те люди, которые готовы были пожерт-вовать всем, даже своей жизнью, за дело Католической церкви. Иезуи-ты могли не носить монашеской рясы, быть купцами или банкирами, преподавать в университетах, служить королевскими советниками. Но, чем бы они ни занимались, все иезуиты считались «воинами духа», а глава ордена носил военное звание генерала. Его приказам должны были беспрекословно, не задумываясь, повиноваться все члены ордена. По словам Лойолы, иезуит «должен быть палкой в руках старшего». Папа Римский мог просить иезуитов выполнить любую миссию, кото-рая, по его мнению, была бы полезна Католической церкви. При этом иезуитам разрешалось использовать при выполнении задания любые средства: нарушать данное слово, обманывать, доносить, подслуши-вать чужие разговоры. Особое положение в Церкви освобождало иезуи-тов от всех налогов и быстро сделало орден очень богатым. К 1574 году под контролем ордена иезуитов оказалось более ста школ и универси-тетов, множество типографий, библиотек и даже королевских дворов.

Церковь Джезу (Рим), ставшая образцом для «иезуитских» храмов эпохи Контрреформации

Тридентский собор

Одновременно с действиями иезуитов предпринимались и другие по-пытки возродить единство западно-христианского мира. В 1545 году Папа Павел III созвал собор епископов в итальянском городе Тренто. Работа Тридентского собора продолжалась 18 лет. Уговорить проте-стантов вернуться в лоно Католической церкви так и не удалось. Однако для того, чтобы остановить дальнейшее распространение «ересей», было решено начать реформы в самой Католической церкви. Все меры католиков по борьбе с протестантами получили название Контррефор-мации . Материал с сайта

Монахи сжигают книги

Решения Тридентского собора

Была отменена продажа индульгенций. Священникам было по-ручено разъяснять верующим смысл католического вероучения. Для этого разрешались проповеди на народных языках, а не на латыни. Одновременно было подтверждено полное единовластие в Церкви Па-пы Римского. С новой силой началось преследование всех тех, кто вы-ступал против католицизма. По всей Европе вновь запылали костры инквизиции. Преследованиям подвергались не только люди. По воле Папы Римского был составлен «Индекс» — список книг, запрещенных Католической церковью. В него попали произведения тех авторов, чьи взгляды, с точки зрения Церкви, противоречили ее учению. Здесь ока-зались религиозные труды Лютера и Кальвина, научные и литератур-ные сочинения. Все эти книги строжайше воспрещалось читать, их жгли на кострах святой инквизиции вместе с их авторами.


Close