О.2.§3. Непроизносимые согласные в корне

О.2.§1. Проверяемые и непроверяемые звонкие и глухие согласные в корне

1. Для правильного написания проверяемых звонких и глухих согласных в корне нужно изменить данное слово или подобрать такое родственное сло­во, чтобы за проверяемым согласным следовал глас­ный звук либо сонорные согласные р, л, м, н ,[ j ], а таже в (т. е. поста­вить в сильную позицию): выруб ка выруб ить, выруб ленный; молот ьба - молот ить, сапог –сапог и.

Исключения: свад ьба – свадебный (хотя: сват ать), абстрак­ ция (хотя: абстраг ировать), транскрип ция (хотя: транскриб ировать), лес тница (хотя: лез у), отверс тие (хотя: отверз ать) и др.

Запомнить: коп чик (конечность позвоночника) – коб чик (птица); деревяш ка, копчуш ка (результат закрепления на письме оглушения: раньше было деревяж ка от деревяг а, копчуж ка от копчуг а).

Обратите внимание на правописание глаголов идти и прийти. В глаголе прийти буква д в инфинитиве не пишется, а в личных формах этого глагола не пишется буква й , как и в деепричастии: приду, придешь, придет; придя. Но в других глаголах с этим корнембуква й пишется во всех формах:подой ду, вый ду, перей дешь, дой дет и т.д.

2. О написании непроверяемых звонких и глухих согласных следует справляться в орфографическом словаре: вокзал, футбол, брандспойт, айсберг, асбест и т. д.

О.2.§2. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1 . В корнях исконно русских слов встречаются только двойные согласные: СС и жж . Две бук­вы с пишутся в словах, однокоренных со словами ссора (ссориться, поссорившиеся, перессориться и т. д.), Россия (россиянин, российский), ссудить (ссу­да, ссудный и др.).

Примечание.Слова с корнем -рус- пишутся с одной с в корне: русист, русифицировать (но : русский).

Две буквы ж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник, а также в производных от них (дрожжевой, жужжание, можжевеловый и др.).

Две буквы ж пишутся также в слове жжение и однокоренных с ним (если нет сочетаний жг, жег, жеч): выжжешь, жжется, жженка, жжете, возжже­ние (но: выжгу, жегся, возжечь и т. д.).

Примечание. В других словах, в которых при произ­ношении слышится долгий звук [ж] (дребезжать, виз­жать и т. д.), как правило, происходит чередование зг зж, зд зж: визжать визг, приезжать - приезд.

2. Две одинаковые согласные могут писаться на стыке приставки и корня (безз аботный, возз вание, расс каз, подд ержать, предд верие ), корня и суффикса (обезьянн ичать, сонн ый, сросс я) , в суффиксах (-онн-, -енн-, -нн-: операционный, клюквенн ый, данн ый ).


Обратите внимание! Глагол раз евать пишется с одной

3. Двойные согласные встречаются и на стыке час­тей сложносокращенного слова: главв рач, Госс трах, замм инистра, помм астера и др.

4. Чаще всего две одинаковые согласные корня пишутся в корнях заимствованных слов : аллея, ап­парат, комиссия, теннис, хобби, коммерсант, эф­фект, территория, коттедж, Жанна и др. Напи­сание таких слов нужно запомнить или проверять по орфографическому словарю.

Обратите внимание! В ряде слов иноязычного происхождения второй согласный в русском языке «потерялся »: агрегат, адрес, актриса, акустика, алюминий, апартаменты, аперитив, атака, атрибут, бакалавр, балюстрада, бизнес, вернисаж, волейбол, галерея, гуманизм, десант, десерт, децибел, дилетант, директриса (но: поэтесс а, стюардесс а), имитация, импресарио, кавалерия (не путать с артилл ерия), канонада, карикатура, клиника, коридор, лилипут, пилигрим, полиглот, продюсер, раса, расист, ресурсы, русизм, унисон и др.

Необходимо различать следующие слова:

Правописание согласных в корне включает три типа правил:

1) правописание звонких/глухих согласных;
2) правописание непроизносимых согласных;
3) двойные согласные.

Правила 1 и 2 рассмотрены нами в п. 1.14. Изменения согласных в речи , п. 1.15. Правопи-сание согласных . В данном пункте остановимся более подробно на правописании двойных согласных в корне .

О правописании двойных согласных на стыке морфем, в суффиксах, приставках см. п. 2.5. Приставки , п. 2.7. Суффиксы. Постфиксы .

1. В корне слова двойные согласные пишутся, как правило, в заимствованных словах.

Аллея, ассамблея, баллада, колонна, корреспон-дент, репрессия, теннис, тонна, терраса, эффект.

    Слово балл имеет значения:

    1. «единица оценки степени чего-либо» (ветер в шесть баллов );
    2. «оценка в школе, в спорте и т.д.» (проходной балл ).

    Слово бал имеет значение «большой танцевальный вечер» (выпускной бал ).

2. В корнях русских слов две одинаковые согласные пишутся в следующих случаях:

3. Корневые двойные согласные сохраняются в производных словах.

Ср.: программа - программировать - программный - программка, Канны - каннский.

4. Исключения:

Пишется одна согласная Пишется двойная согласная
1. В первой части сложносокращенных слов: Ком партия (комм унистическая партия ), кор пункт (корр еспондентский пункт ).
2. В уменьшительно-ласкательных формах личных имён с суффиксом -к- , ср.: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка . В других случаях пишется двойная согласная - Алл очка, Анн ушка .
3. В некоторых производных от слова кристалл (если после л пишется ь ): кристаль ный, кристаль но, кристаль ность, кристаль чик . В других производных пишется двойная согласная: кристалл ический, кристалл ик и др.
4. В некоторых производных от слова колонна : колон ка, колон очный, колон чатый, колон ковый . В остальных словах пишется двойная согласная: колонн ый, колонн ада, колонн ообразный и др.
5. В некоторых производных от слова оперетта : оперет ка, оперет очный, оперет очник .
6. В некоторых производных от слова финн : фин ский, Фин ляндия, фин ка . Но: финн о-угорский .
7. В одном из производных отдельных слов, ср.: антенна - антенка, тонна - трёхтонка, пятитонка . Но: антенн очка, антенн ый .
Но: тонн аж и др.

Упражнения к теме «2.4. Правописание согласных в корне»

  • 2.4. Правописание согласных в корне

В русском языке действует морфемный закон правописания слов. Это значит, что все пишутся одинаково. Однако из этого закона существует множество исключений: это слова, заимствованные из других языков и утратившие историю своего происхождения. Таким образом, в орфографии сформировалась оппозиция: словарные слова и проверяемые слова. Одни из них мы должны запомнить, а для правописания других использовать правила.

Проверяемые и главное различие

Чтобы проверить согласную в корне, нужно найти такое в котором эта буква стояла бы в сильной позиции. Она для согласных - перед гласным. Если подбор такого слова возможен - это, однозначно, проверяемая орфограмма. Рассмотрим на примере:

  • столб - столбы;
  • ложка - ложечка;
  • косьба - косить.

Кроме этого, нужно упомянуть, что не существует понятия "непроверяемые безударные согласные в корне слова". Примеры с такими явлениями не существуют в русском языке.

Проверке подлежат согласные на конце слов или перед другими буквами, обозначающими звуки, имеющие пару по глухости-звонкости.

Если проверить невозможно, то такая орфограмма просто запоминается. Для примера возьмём три слова с непроверяемой согласной в корне:

  • вокзал;
  • футбол;
  • рюкзак.

Это словарные слова. Все они являются иноязычными по происхождению. Формы этих слов и однокоренные слова воспроизводят их основы в неизменном варианте: вокзальный, футбольный, в рюкзаке - проверить невозможно, только запомнить или посмотреть в словаре.

Слова для запоминания на букву «А»

Обычно словарные слова даются по алфавиту. Не будем отступать от традиций и поступим таким же образом.

  • Апелляция - документ с просьбой отменить ранее принятое решение суда.
  • Аппарат - оборудование, совокупность органов, выполняющих определённую функцию.
  • Аппендицит - воспалительный процесс, связанный с отростком слепой кишки (аппендиксом).
  • Аппетит - желание принять пищу.
  • Аппликация - изображение из кусочков бумаги или другого какого-либо материала.
  • Артиллерия - орудия, стреляющие снарядами.
  • Асессор - пребывающий на должности человек.
  • Асимметрия - нарушение симметрии.
  • Ассамблея - собрание.
  • Ассигновать - выделить деньги на целевые расходы.
  • Ассимилироваться - уподобиться кому-то или чему-то.
  • Ассистент - помощник специалиста.
  • Ассорти - подборка однородных, но чем-либо различающихся предметов.
  • Ассортимент - наличие товаров, услуг.
  • Ассоциация - отдельные представления, одно из которых вызывает другое.
  • Астронавт - в США космонавт.
  • Асфальт - чёрная смола.
  • Атташе - работник-консультант при дипломатическом представительстве
  • Аттестат - свидетельство.
  • Аффект - душевное волнение.

В каждом из этих слов присутствует орфограмма «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры, данные в этой статье и в последующих, входят в список, обязательный для запоминания выпускниками школы. Но не это главное. Обязательно необходимо развивать навык употребления этих слов в собственной речи, то есть учиться составлять с ними предложения. Например:

  • Как мы все знаем, гоголевский Нос служил сначала коллежским асессором.
  • Николай Иванович стал военным атташе в дипмиссии нашей страны во Франции и должен явиться на службу уже в начале октября.
  • Звуки в потоке речи ассимилируются по глухости и звонкости.

Правописание непроверяемых согласных в корне. Слова на букву «Б»

  • Баллада - литературный поэтический жанр, совмещающий прозу и поэзию.
  • Барокко - художественный стиль, характеризующийся вычурностью, декоративной пышностью.
  • Баррель - в США жидкости.
  • Баррикада - укрытие во время уличных столкновений
  • Баскетбол - спортивная игра, в которой нужно закинуть мяч в кольцо.
  • Бейдж - карточка с указанием фамилии, имени, названия страны, компании.
  • Бейсбол - вид спорта, напоминающий лапту.
  • Беллетрист - писатель, создатель произведений для лёгкого чтения.
  • Блокгауз - сооружение для ведения кругового огня с жилым помещением для гарнизона.
  • Боцман - должность на корабле, начальник палубной команды.
  • Брандспойт - переносной насос.
  • Буддизм - одна из мировых религий.
  • Бюллетень - краткое сообщение о чём-либо, листок для голосования. Больничный лист.

Приступим к отработке навыка правописания орфограммы «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры использования этих слов:

  • Большинство населения Монголии - буддисты.
  • Во время каникул я позволяю себе почитать кое-что из беллетристики.
  • В сочинении учитель порекомендовал использовать балладу Жуковского «Светлана».

Словарные слова на буквы «В», «Г», «Д», «Ж»

  • Вилла - богатый комфортабельный дом с парком.
  • Вице-президент - заместитель президента.
  • Галлюцинация - восприятие несуществующих объектов.
  • Гамма - нотное изображения восходящих звуков в пределах октавы, ряд однородных, последовательно изменяющихся предметов, явлений, признаков.
  • Гангстер - участник преступной организации.
  • Гандбол - вид спорта, игра, в которой руками забрасывают мяч в ворота.
  • Группа - несколько предметов.
  • Дартс - игра с дротиками.
  • Дисгармония - отсутствие созвучности, нарушение гармонии.
  • Диссертация - научное рассуждение.
  • Диссонанс - нарушение гармонии.
  • Диффузия - растекание.
  • Дифференциальный - неодинаковый.
  • Диффузия - взаимопроникновение веществ.
  • Дрессировать - приучать к повиновению.
  • Жаккард - крупноузорчатая ткань.
  • Жужжать - производить монотонный дребезжащий звук.

В этих присутствует непроверяемая согласная в корне слова, примеры их использования:

  • Татьяна уже с самого начала знакомства с Онегиным чувствовала внутреннюю дисгармонию.
  • В твёрдых веществах процесс диффузии тоже происходит.
  • Где-то в глубине комнат надоедливо жужжала муха.

Запомните слова на букву «И»

  • Идиллия - безмятежность.
  • Иллюзия - обманчивое представление, заблуждение.
  • Иллюминатор - круглое окно.
  • Иллюминация - праздничное освещение.
  • Иллюстрация - наглядное пояснение.
  • Иммигрант - иностранец, поселившийся в чужой стране на постоянное место жительства.
  • Имидж - образ, сложившийся в общественных кругах.
  • Иммунитет - невоприимчивость организма к каким-то болезням.
  • Импрессионизм - художественное направление, возникшее в конце 19-начале 20 века, характеризующееся воспроизведением тончайших внутренних переживаний художника.
  • Интеллект - способность мыслить.
  • Интеллигенция - общественная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом.
  • Искусство - художественное воспроизведение действительности в образах.

Помогут запомнить, как пишется непроверяемая согласная в корне слова, примеры:

  • Александр Блок написал статью-размышление «Интеллигенция и революция».
  • Искусство помогает нам во многом осознать самые сложные процессы жизни.
  • В иллюминаторе удалялась родная земля, может быть, навсегда.

Слова на букву «К»

  • Киловатт - единица мощности, применяемая в измерении электрического напряжения.
  • Килограмм - единица измерения массы.
  • Кикбоксинг - вид спорта, сочетающий бокс и восточные единоборства.
  • Киллер - наёмный убийца.
  • Кингстон - клапан в подводной части судна для забора и сброса воды.
  • Коллаген - вещество, входящее в состав волокон соединительной ткани.
  • Коллаж - наклеенные на основу кусочки чего-либо, составляющие цельную картину.
  • Коллапс - внезапное и резкое ухудшение состояния чего-либо.
  • Коллегия - группа людей, объединённых профессией.
  • Колледж - среднее учебное заведение.
  • Коллектор - собиратель.
  • Колли - порода длинношерстных крупных собак.
  • Коллизия - столкновение противоположных взглядов.
  • Коллоквиум - беседа преподавателя со студентами с целью выявления и повышения уровня их знаний
  • Колонна - группа предметов, расположенных друг за другом по прямой линии.
  • Колоннада - ряд колонн.
  • Колосс - выдающийся по своим габаритам объект.
  • Колоссально - выражение высшей степени восхищения.
  • Комиссар - лицо, наделённое правительством особыми полномочиями.
  • Комиссия - группа лиц со специальными полномочиями.
  • Коммандос - в США специальные военные подразделения, предназначенные для диверсионных операций.

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н .

Например:

прос ьба – прос ить

низ кий – низ ок

лёд – лед овый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаз а

цеп ь – цеп и

сосед – сосед и

берег – берег а

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блуз ка – блуз ки – (много) блуз ок

шляп ка – шляп ки – (много) шляп ок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шап ка – шап очка

подуш ка – подуш ечка

берез ка – берез онька

игруш ка – игруш ечка

Или наоборот:

блюд це – блюд о

погод ка – погод а

трав ка – трав а

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

уст ный – уст а

здрав ствуй – здоров ый

капуст ный – капуст а

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесн ый – чудеса

опасн ый – опасаться

ужасн ый – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чув ствовать

лест ница (но лесенка)

ск лянка (но стекло)

блесн уть (блестеть)

словесн ый

яств а

ровесн ик

наперсн ик

Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма

Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

Вконтакте

Одноклассники

Парные согласные - это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков - противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой - звонкий - не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) - проверочное - столбы
  • мороз (с) - проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка - проверочное - борода

Правописание слов с парной согласной в корне

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная - «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

  • в конце слов (например, чиж);
  • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д.).

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

Правописание в третьем классе

В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

Примеры

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность - лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

  1. Зуб - зубы (слышится «п», а пишется «б» - это становится понятно после проверки).
  2. Трава - травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
  3. Лошадка - лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
  4. Дуб - дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать .


Close